Коксохимия Украины (2007 г.)
Специфика рынка
Наличие избыточных для украинского рынка мощностей при слабом спросе на украинскую продукцию со стороны экспортного рынка; нехватка коксующихся углей; отсутствие дешевой транспортной инфраструктуры – главные камни, о которые вынуждена спотыкаться отечественная коксохимия. Прошедший год не стал для нее исключением.
В условиях жесткой конкуренции на экспортных рынках со стороны российских и китайских производителей кокса, избыточные мощности украинских коксохимов приводят к еще большей их зависимости от внутреннего спроса. Высокая себестоимость украинского кокса ограничивает спрос со стороны других отраслей и замыкается, в основном, на металлургии. Неоднородное распределение сталелитейных комбинатов и коксовых заводов между украинскими финансовыми группами при острой нехватке качественных коксующихся углей приводит к парадоксу, когда наличие избыточных коксовых мощностей практически исключает возможность удовлетворения потребностей украинских меткомбинатов за счет внутреннего производства.
В то время как «коксовые» активы остаются относительно дешевыми, приобретение коксового завода отнюдь не решает всех проблем с поставками кокса для производителя стали. Основные сложности для производителей кокса связаны с поставками коксующегося угля. В 2006 г. дефицит углей для коксования оценивался на уровне 8 млн т (импортировано свыше 7,7 млн т), в 2007 г. – 10-11 млн т (импортировано порядка 10,5 млн т).
Необходимость импорта обусловлена не просто нехваткой товарного объема, но и принципиальной нехваткой в Украине специальных сортов угля, необходимых для производства кокса. Отсутствие портов для судов водоизмещения свыше 150 тыс. т, неготовность транспортной инфраструктуры способствовали тому, что эти сорта импортировались до 2006 г. исключительно из России. Дефицит коксующихся углей в РФ подтолкнул украинских металлургов к расширению географии поставок. В 2007 г. в Украину было импортировано около 8% коксующихся углей из США и Австралии, около 14% – из Казахстана.
Степень концентрации выпускаемой продукции, 2007 г.
Предприятие
|
Область
|
Удельный вес по Украине, %
|
Авдеевский КХЗ
|
Донецкая
|
18%
|
Азовсталь
|
Донецкая
|
12%
|
ММК им. Ильича
|
Донецкая
|
6%
|
Макеевкокс
|
Донецкая
|
5%
|
Донецккокс
|
Донецкая
|
3%
|
Горловский КХЗ
|
Донецкая
|
2%
|
Ясиновский КХЗ
|
Донецкая
|
9%
|
Енакиевский КХЗ
|
Донецкая
|
2%
|
Всего по области
|
Донецкая
|
51%
|
«АрселорМиттал Стил Кривой Рог»
|
Днепропетровская
|
15%
|
Днепрококс
|
Днепропетровская
|
4%
|
Баглейкокс
|
Днепропетровская
|
3%
|
Днепродзержинский КХЗ
|
Днепропетровская
|
3%
|
Всего по области
|
Днепропетровская
|
25%
|
Алчевсккокс
|
Луганская
|
16%
|
Запорожкокс
|
Запорожская
|
9%
|
Харьковский
|
Харьковская
|
1%
|
ОАО «Авдеевский коксохимический завод»
ОАО «Авдеевский коксохимический завод» является крупнейшим в Европе производителем кокса с 18% в украинском коксовом производстве по результатам 2007 г. В 2005 г. завод провел реконструкцию новых батарей коксовых печей.
Угольный баланс складывается из поставок «Краснодонугля и «Павлоградугля» (это свыше половины потребности), недостающие объемы докупаются в РФ.
Крупнейшими потребителями продукции ОАО «Авдеевский коксохимический завод» в прошлые годы были ОАО «ММК им. Ильича», ОАО «Енакиевский МК», ОАО «Азовсталь». Среднегодовая загрузка предприятия в 2007 г. была на уровне 70%.
ОАО «Алчевский коксохимический завод»
ОАО «Алчевский коксохимический завод» стал вторым по величине производителем кокса в Украине с годовым выпуском в 3,2 млн т, что составляет 16% всего кокса, произведенного в Украине в 2007 г. Среднегодовая загрузка в 2007 г. составила около 90%.
Начавшееся в 2005 г. строительство новой батареи коксовых печей было закончено в сентябре 2006 г. Запуск новой коксовой батареи №10-бис мощностью 1 млн т в год довел общую мощность предприятия до 3,6 млн т.
Завод работает в основном на удовлетворение потребностей Алчевского и меткомбината им. Дзержинского. Так же, как и Авдеевский, Алчевский КХЗ испытывает трудности в снабжении коксующимся углем.
Контроль над Алчевским КХЗ принадлежит корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» («ИСД»).
ОАО «АрселорМиттал Стил Кривой Рог»
Коксохимическое производство МК ориентировано, как и в случае с ОАО МК «Азовсталь», на удовлетворение собственных потребностей. Часть потребностей в коксе в 2007 г. меткомбинат покрывал за счет импорта и закупок на внутреннем рынке у Баглейкокса и Авдеевского.
ОАО «Запорожкокс»
В 2007 г. ОАО «Запорожкокс» произвел 1,8 млн т кокса (9% производства в Украине; минус 7% к показателям 2006 г.). Уровень загруженности мощностей ОАО «Запорожкокс» составил около 90%.
Основным потребителем запорожского кокса является «Запорожсталь», которой КХЗ в прошлом году поставил 1,5 млн т кокса. «Запорожкокс» покрывает около 80% потребности комбината в коксе, однако остается проблема обеспечения сырьем.
Из-за нехватки собственных запасов угля ОАО «Запорожкокс» вынужден импортировать коксующиеся угли.
Перспективы
Основная потребность в углях для коксования определяется производством чугуна при постоянной потребности внедоменных производств (машиностроение, пищевая, строительная, химическая промышленность и пр.) – 1,5 млн т.
Потенциальные возможности доменного производства Украины составляют 34-38 млн т чугуна в год, и объем производства чугуна определяется ожидаемым спросом.
Марочная структура импорта углей, по оценкам УНПА «Укркокс», должна включать 42-47% жирных углей и 40-42% углей марок КО, КС, ОС.
Основным экспортером угля остается Россия, однако марочная структура и качество поставляемых углей имеет тенденцию к ухудшению, поскольку лучшие ресурсы используются на отечественных предприятиях. Кроме того, в поставках будет увеличиваться доля углей открытой разработки, которые характеризуются большой петрографической неоднородностью, непостоянством технологических характеристик, прежде всего спекаемости. Наличие таких углей в шихтах украинских заводов в значительных объемах требует существенного изменения технологической схемы их подготовки, имеется в виду переход от схемы ДШ (дробление шихты) к схемам ДДК или ГДК (дифференцированное или групповое дробление компонентов).
Импорт углей из дальнего зарубежья ограничен возможностью наших портов принимать суда большого тоннажа и обеспечивать нормативные сроки их разгрузки. В целом импорт такого объема угля при наличии импорта кокса становится весьма проблематичным из-за транспортной составляющей.
Таким образом, решение проблемы производства и потребления кокса возможно за счет реформирования и развития отечественной сырьевой базы, повышения качества кокса, внедрения технологии использования пылеугольного топлива в доменном производстве. Все эти составляющие должны способствовать существенному снижению расхода металлургического кокса, а следовательно, и уменьшению дефицита отечественных коксующихся углей.
|