Легкая промышленность Украины (2007 г.)
Украинская легкая промышленность сегодня является мощным многоотраслевым комплексом по производству товаров народного потребления. Она обеспечивает приблизительно 150 тыс. рабочих мест. Этот социально весомый сектор экономики ориентирован на конечного потребителя. Потенциальные возможности предприятий легкой промышленности позволяет производить широкий спектр товаров, способных удовлетворить весь спрос внутреннего рынка.
На предприятиях отрасли, расположенных во всех регионах Украины, сосредоточено около 7% общей численности промышленно-производственного потенциала промышленности и 2,4% производственных фондов.
В отрасли легкой промышленности функционируют свыше 10 тыс. предприятий, из них в текстильной промышленности – около 2,5 тыс., по производству готовой одежды и меха – около 6 тыс., кожи и кожаной обуви – около 1,5 тыс. Практически все предприятия легкой промышленности приватизированы, а находящиеся в государственной собственности составляют меньше 1%.
Отрасль состоит из 17 подотраслей, имеет мощный производственный потенциал, способный производить широкий спектр товаров широкого употребления и промышленного назначения. В то же время легкая промышленность связана со многими смежными отраслями и обслуживает весь хозяйственный комплекс страны.
Список лидеров внутреннего рынка возглавляет многопрофильный торгово-производственный концерн «Текстиль-Контакт», основной вид деятельности которого заключается в производстве и реализации всех видов тканей, искусственного меха, трикотажных полотен, прикладных материалов, фурнитуры (более 20 тыс. наименований). Производство такого разнообразного ассортимента стало возможно благодаря крупным бюджетным заказам на хлопчатобумажные, шерстяные и полушерстяные ткани, а также на вещевое и постельное имущество ведомственного назначения для ряда министерств и ведомств.
Другим быстроразвивающимся объединением с промышленным, научным и финансовым потенциалом является корпорация предприятий «Текстиль-Украина» (зарегистрирована в декабре 1999 г.). Ее развитию способствуют крупные финансовые партнеры из России. В состав корпорации входят 27 предприятий по всей территории Украины, и на них производится практически весь ассортимент продукции легкой промышленности. Ведущая роль в завоевании внешних рынков сбыта уже несколько лет принадлежит АО «Украина» (г. Житомир), которое поставляет свои изделия в:
-
Германию
-
Чехию
-
Словению
-
Хорватию
-
Венгрию
-
Польшу
АОЗТ «Черкасский шелковый комбинат», реализующее шелковые ткани в:
ОАО «Ривнелен»; ЗАО «ВОЗКО» (г. Вознесенск).
Успешно осваивают новые образцы одежды и реализуют в страны дальнего и ближнего зарубежья ЗАО «Черкасское трикотажное предприятие «Любава», фирма «Украмтекс» (г. Бровары). Торговая марка Almatti является крупнейшим производителем высококачественной верхней одежды. Каждый год Almatti предлагает женщинам более 100 моделей пальто, плащей, курток и костюмов различных покроев, силуэтов и стилевых решений.
Текстильная отрасль
Из общего числа предприятий текстильной промышленности более 140 осуществляют внешнеэкономическую деятельность: экспортируют свою продукцию в страны Европы и СНГ – в основном мужскую и женскую верхнюю одежду, костюмы, блузки, рубашки, а также одежду промышленного назначения, нижнее белье, рукавицы, перчатки. Структура экспорта швейной отрасли представлена на диаграмме 1.1.
Диаграмма 1.1 Экспорт и импорт швейной продукции в денежном выражении за 2007 г. (USD)
Наибольшие поставки украинского текстиля осуществлялись в Германию – 40%, Францию – 9%, Польшу и Италию – по 7%, Нидерланды и Венгрию – 5%. В 2007 г. больше всего было экспортировано костюмов и юбок женских, костюмов и штанов мужских, пальто и курток женских.
Всего за 2007 г. текстильной продукции было экспортировано на сумму 561,8 млн USD.
Производство швейной отрасли представлено разнообразным выпуском продукции: это разнообразные текстильные и кожаные головные уборы, головные уборы из искусственного и натурального меха, верхняя одежда – пальто, куртки, полушубки из искусственного меха и текстиля, пиджаки, костюмы, одежда для детей, нижнее белье, рукавицы.
Большая часть потребностей украинских потребителей в текстильной одежде удовлетворяется благодаря импорту. Почти половина поставок – из Китая.
Трикотажная промышленность
Экспортно-импортная ситуация в трикотажной промышленности несколько отличается от швейной.
Диаграмма 1.2 Экспорт и импорт трикотажных изделий в денежном выражении за 2007 г. (USD)
Наибольшее количество швейных изделий (в денежном выражении) в 2007 г. поставлялось в Данию (23%), поскольку именно с этой страной заключено наибольшее количество договоров, регламентирующих работу по давальческой схеме. Порядка 17% изделий поставлялось в Германию, 13% – Литву, 12% – Венгрию, 8% – Россию, 7% – Италию, по 6% – в Польшу и Францию (диаграмма 1.1).
Больше всего было экспортировано теннисок, маек и прочего нательного белья; свитеров и пуловеров; костюмов и юбок женских; рубашек и женских блузок.
Всего за 2007 г. было экспортировано товаров швейной промышленности на сумму порядка 133,3 млн USD.
Как и по текстильным изделиям, на рынке представлено очень много импортных трикотажных изделий. При этом практически половина всего импорта швейной продукции приходится на Китай. Больше всего было импортировано: колготок, чулок, носков, гольфов; свитеров и пуловеров; теннисок и маек.
Производство трикотажа в Украине представлено такими видами одежды, как нижний трикотаж (футболки, тенниски, порядка 24 млн шт.), верхний трикотаж (свитера, кофты, пуловеры, порядка 10 млн шт.). Также производство было направлено на выпуск чулочно-носочных изделий, спортивной одежды и одежды для детей.
Обувная промышленность
По различным оценкам, рынок обуви в Украине составляет 100-170 млн пар, его прирост – 10-12% в год. В то время как в Западной Европе приходится 6-8 пар обуви на душу населения, у нас этот показатель составляет всего 2,7 пары.
Экспорт обувной промышленности сегодня обусловлен в основном схемами работы по давальческим материалам или на заказ. Так, наибольшие объемы продукции отрасли были экспортированы в Италию – порядка 32%, Польшу – 20%, Россию – 16%, Венгрию – 8%, Германию – 6%, Беларусь и Румынию – по 4% (диаграмма 1.3).
Диаграмма 1.3 Экспорт и импорт обувной промышленности в денежном выражении за 2007 год (USD)
В 2007 г. больше всего экспортировали частей обуви, кожаной обуви, обуви из резины и пластмассы. Общая сумма экспорта за 2007 г. составила 143,5 млн USD.
Значительную долю на украинском рынке обуви занимает импорт, который в большинстве случаев основывается на поставках из Китая, составившие в 2007 г. порядка 69% общего импорта обувной продукции. Уже много лет Китай остается крупнейшим в мире экспортером текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и т.д., поэтому практически в каждой стране в импорте легкой промышленности он занимает лидирующие позиции.
Сегодня в Украине существует несколько фабрик, которые работают на давальческом сырье. Это предприятия в Ужгороде, Житомире, Киеве. Свою продукцию они отправляют преимущественно на экспорт – в Румынию, Словакию, Польшу. По сути, это производства сборки. Другие регионы, в которых сосредоточено обувное производство, – Харьков, Днепропетровск, Бровары. Много производств, более мелких, размещено на территориях бывших крупных предприятий на основе аренды. По итогам 2007 г. больше всего было произведено обуви из натуральной кожи (порядка 17 млн пар), из текстильных материалов и искусственной кожи (свыше 11 млн пар), гораздо меньше обуви из резины и полимерных материалов (около 2 млн пар).
Инвестиционная привлекательность предприятий легкой промышленности в размещении капитала (в виде финансов, оборудования, сырья) заключается в быстрой окупаемости вложений, благодаря незначительным срокам производства и реализации продукции, в быстром переформировании ассортимента, наличии местных сырьевых ресурсов (шерсть, лен, кожсырье) и потенциальной емкости рынка Украины.
Высокая конкурентоспособность ведущих компаний национальной легкой промышленности, увеличивающийся средний доход населения, историческая развитость легкой промышленности Украины может позволить отрасли обрести значительные возможности. Легкая промышленность в Украине имеет серьезные перспективы для дальнейшего развития даже при участии сильных конкурентов на рынке.
В 2007 г. Министерством был разработан ряд мероприятий, направленных на усовершенствование государственного регулирования развития легкой промышленности, поддержку инновационно-инвестиционных проектов, усовершенствование структуры производства с учетом развития мировых рынков товаров легкой промышленности, развитие отечественной сырьевой базы, проведение эффективной таможенно-тарифной политики, обеспечение сертификации продукции и внедрения систем управления качеством, а также научно-техническое обеспечение технологического переоснащения подотраслей легкой промышленности. Кроме того, ранее Кабинет министров Украины одобрил концепцию Государственной программы развития легкой промышленности на период до 2011 г. Соответствующее распоряжение правительства №673 датировано 27 декабря 2006 г.
|