Фармацевтическая промышленность Украины (2007 г.)
Фармацевтическая отрасль Украины включает в себя:
-
производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения
-
оптовую и розничную торговлю
-
специализированное хранение и распределение (дистрибуцию) посредством налаженной сбытовой сети (аптеки, аптечные пункты и т.д.)
Фармацевтическая отрасль в развитых странах относится к числу наиболее динамичных и рентабельных, но в то же время выступает как особый сегмент рынка, регулируемый государственными органами власти, а также контролируемый страховой медициной. В последние годы фармация начинает интегрироваться со сферой медицинских услуг.
Фармацевтическая отрасль занимает значительное место и в экономике Украины, так как представляет собой важный сегмент национального рынка, во многом определяет национальную и оборонную безопасность страны, отличается большой наукоемкостью и развитым кооперированием. В течение пяти последних лет отрасль демонстрирует стойкую тенденцию к росту в денежном выражении на уровне менее 20% в год. Если в 2002-2003 гг. считалось большим достижением приблизиться к объему рынка в размере 1 млрд USD, то в 2007 г. объем рынка превысил 2 млрд USD.
Украинская фармацевтическая промышленность производит около 1400 препаратов из 3000 продаваемых в Украине. Фармацевтические компании Украины производят лекарственные средства почти во всех формах (твердых, жидких, порошкообразных и т.п.). Основными группами являются сердечно-сосудистые препараты, анальгетики, витамины, средства для лечения респираторной и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта и антибиотики.
Фармацевтические субстанции в Украине производят 49 зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности. В структуре производимых субстанций 76 наименований синтетического происхождения, а 82 – природного. Субстанции отечественного производства составляют всего лишь 30% общего количества, все остальные импортируются из:
-
Китая
-
Германии
-
Индии
-
России
-
США.
На фармацевтическом рынке сегодня присутствует продукция более 300 производителей из стран дальнего зарубежья, стран СНГ и Балтии, а также 160 отечественных производителей, среди которых 22 предприятия, которые занимались производством лекарственных средств еще во времена Советского Союза.
Украинские фармацевтические компании стараются диверсифицировать ассортимент с целью удовлетворения потребностей покупателей, с каждым годом улучшая качество и ассортимент выпускаемой продукции. Одним из основных факторов развития рынка фармацевтики является общий рост покупательской способности населения. Однако данная причина отнюдь не единственная. По данным экспертов, на рынке наблюдается тенденция к увеличению доли более дорогих и, как правило, более эффективных препаратов за счет снижения сегмента дешевых классических препаратов. Есть также субъективные причины увеличения на рынке доли дорогих препаратов: покупатель, как и в других сферах потребления, следует веяниям моды. Часто получается, что фактически люди платят лишь за новую упаковку и за бренд.
Сейчас многие украинские компании переориентируются с производства генериков на создание собственных брендов с целью увеличения своей доли на рынке, а также повышения лояльности потребителей.
В группе ведущих отечественных производителей лекарственных средств (ежемесячный выпуск свыше 5,1 млн грн. – 1 млн USD) находятся ЗАО «ФФ «Дарница», Корпорация «Артериум» (ООО «Киевмедпрепарат» и АО «Галичфарм»), ООО ФК «Здоровье», ЗАО НПЦ «Борщаговский ХФЗ», ОАО «Фармак».
Каждый из этих гигантов фарминдустрии занимает около 10% рынка отечественных лекарственных средств. Далее следует группа более чем из трех десятков предприятий, продукция каждого из них занимает от 1% до нескольких процентов рынка. Среди них – АО «Индар», АО «Киевский витаминный завод», АО «Стиролбиофарм» и другие. В третью группу входит более сотни предприятий, выпускающих лишь по 1-2 лекарственных средства, наиболее простых в производстве и дешевых: йод, зеленка, перекись водорода.
Ежегодный рост украинского фармацевтического рынка составляет около 20% уже на протяжении нескольких лет. Сегодня на рынке из зарегистрированных лекарственных средств 34% – препараты украинского производства, остальные – иностранного. В финансовом выражении приблизительно 70% рынка занимают импортные препараты, 30% – отечественные. В упаковках наоборот: украинские препараты – 70%, импортные – 30%.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы более высокими темпами будет развиваться сегмент препаратов стоимостью от 3 до 5 USD, а потребление препаратов стоимостью до 1 USD заметно сократится. Хотя дешевые препараты также останутся востребованными определенной прослойкой населения.
Кроме этого, так называемое госпитальное потребление медикаментов (в государственных лечебных учреждениях) в ближайшее время будет характеризоваться потреблением более дешевых препаратов.
Сегодня на больничные закупки приходится около 16% фармацевтического рынка Украины, а еще 12% рынка – на прямые государственные закупки. Оставшуюся долю занимает аптечная розница. Здесь, по данным исследований, 55% проданных медикаментов являются рецептурными препаратами, а оставшиеся 45% – безрецептурными.
На сегодняшний день около четверти потребляемых в Украине препаратов изготовляются отечественными производителями, а остальные – импортируются.
Текущая ситуация на фармацевтическом рынке Украины может быть мощным стимулом для реструктуризации отрасли, усиления конкуренции и перехода на технические стандарты ЕС. Вследствие этого можно ожидать некоторое сокращение количества фармацевтических предприятий Украины. Те предприятия, которые успешно реструктуризируются и выдержат жесткую конкуренцию, будут в состоянии конкурировать на международных рынках.
Формирование национальной системы медицинского страхования также улучшит и упорядочит существующий рынок фармацевтической промышленности, консолидирует производителей фармацевтической продукции, а также оптового и розничного звена в среднесрочном периоде.
Основной макроэкономической целью следующих лет, которую украинские фармацевтические компании ставят перед собой, является рост сотрудничества украинских производителей фармацевтической продукции с производителями аналогичной продукции стран ЕС. Сотрудничество может осуществляться в виде совместных предприятий, альянсов, совместного маркетинга и продвижения продукции, переноса безрецептурных препаратов в Украину. Основной мотивацией этого переноса будет не проникновение на рынок Украины, а экспорт на рынки Западной, Центральной и Восточной Европы.
Экспортная мотивация транснациональных корпораций при налаживании производства на территории Украины сохранит научную базу, которую необходимо реструктуризировать в соответствии с новыми тенденциями рынка.
Сохранение научной базы, создание развитых и специализированных детерминантов конкурентного преимущества государства, а также привлечение иностранных инвестиций для развития фармацевтической отрасли – все это создает долговременную основу для конкурентного преимущества и способствует переориентации экспорта украинских предприятий с рынков стран с переходной экономикой в страны Западной, Центральной и Восточной Европы, усилению их конкурентоспособности. Кроме того, гармонизация основных технических требований с требованиями Европейского Союза может одновременно служить мерой по защите украинского производителя фармацевтической продукции от конкуренции с низкокачественной фармацевтической продукцией
|