Нефтеперерабатывающая промышленность Украины (2007 г.)
Переработка нефти и производство нефтепродуктов в Украине осуществляется на шести нефтеперерабатывающих предприятиях, на базе которых созданы акционерные общества:
-
ЗАО «Укртатнафта»
-
ЗАО «ЛИНИК»
-
ОАО «Херсоннефтепереработка»
-
ОАО «Лукойл-Одесский НПЗ»
-
ОАО «Нефтехимик Прикарпатья»
-
ОАО «НПК Галичина»
Контрольный пакет акций Лисичанского и Одесского заводов принадлежит российским нефтяным компаниям «ТНК» и «Лукойл».
Реформирование нефтеперерабатывающей отрасли путем привлечения на отечественные нефтеперерабатывающие предприятия стратегических инвесторов – могущественных российских нефтяных компаний («ТНК», «Лукойл»), казахстанской («Казахойл») привело к улучшению состояния в отрасли после резкого падения объемов переработки нефти с 58,5 млн т в 1990 г. до 8,5 млн т в 2000 г.
Объемы переработки нефти увеличились в 2,5 раза с 8,5 млн т в 2000 г. до 21,2 млн т в 2004 г., производство бензина возросло в 2,4 раза, дизельного топлива – в 2,2 раза.
Насыщение рынка нефтепродуктами, его стабильность зависят от импорта как нефти, так и нефтепродуктов, поскольку добыча собственного нефтяного сырья в Украине составляет примерно 20% необходимых для экономики страны объемов.
Начиная с 2005 г. и по настоящее время наблюдается негативная тенденция снижения объемов импорта нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Украины.
Внешнеторговый баланс по нефти и н/продуктам в Украине, млн USD
Товарная группа
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Изм. 2007/2006
|
млн USD
|
млн USD
|
млн USD
|
млн USD
|
млн USD
|
экспорт
|
1566
|
1759
|
1396
|
1291
|
-105
|
нефть и газовый конденсат
|
97,7
|
25,3
|
61,9
|
2,4
|
-59,5
|
бензины автомоб.
|
122,1
|
205,0
|
166,3
|
85,5
|
-80,8
|
дизельное топливо автомоб.
|
360,9
|
474,5
|
287,0
|
315,5
|
28,5
|
мазуты
|
985,2
|
1054,0
|
880,7
|
887,8
|
7,1
|
импорт
|
4499
|
5248
|
5998
|
6698
|
701
|
нефть и газовый конденсат
|
4373,1
|
4632,6
|
4351,3
|
4627,6
|
276,3
|
бензины автомоб.
|
113,8
|
297,1
|
688,0
|
825,7
|
137,7
|
дизельное топливо автомоб.
|
10,2
|
315,3
|
920,1
|
1145,5
|
225,4
|
мазуты
|
1,7
|
3,2
|
38,5
|
99,6
|
61,1
|
Сальдо
|
-2933
|
-3489
|
-4602
|
-5407
|
-805
|
Одной из причин снижения объемов поставки нефти является остановка в 2005 г. на реконструкцию и модернизацию Одесского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов. Работа этих предприятий с низкой глубиной переработки (около 50%) стала убыточной. С ІІ квартала 2008 г. Одесский НПЗ планирует восстановить свою работу.
Расчеты показывают, что уменьшение отрицательного сальдо и большая его стойкость к изменению конъюнктуры рынка возможны лишь при дальнейшей реализации проектов по модернизации украинских НПЗ и/или строительстве новых. Данные проекты привлекательны и тем, что: рост цен на рынке нефти и нефтепродуктов в последние годы обусловлен именно дефицитом последних; европейские мощности по их производству загружены более чем на 90% и их расширение в ближайшем будущем маловероятно. С другой стороны, Украина располагает разветвленной сетью нефтепроводов и расположена у границ ЕС. Существуют все предпосылки для стимулирования модернизации украинских НПЗ и/или строительства новых, тем более что стоимость таких проектов сопоставима с величиной изменения отрицательного сальдо (2-7 млрд USD в зависимости от уровня цен на нефть в ближайшие годы).
В целом нефтеперерабатывающая промышленность Украины характеризуется физическим износом основных производственных фондов; низким техническим уровнем большинства технологических установок; недостаточной мощностью процессов углубленной переработки нефти (процесс изомеризации, необходимый для производства высокооктановых бензинов, есть только на Лисичанском НПЗ); неудовлетворительным качеством нефтепродуктов.
Имеющиеся мощности и технический уровень нефтеперерабатывающих заводов на сегодня не могут полностью обеспечить народное хозяйство качественным бензином, дизельным топливом. Однако в 2007 г. не было ресурсного дефицита на отечественном рынке нефтепродуктов, что было обусловлено значительным объемом импорта. Импорт бензина в потреблении по Украине за 2007 г. составил 21%, что на 2% меньше, дизельного топлива – 34,7%, что на 4% больше по сравнению с 2006 г.
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. продолжался рост импорта нефтепродуктов: бензина – на 9%, дизельного топлива – на 15%.
Глубина переработки нефти в 2007 г. по отрасли оставалась низкой – 73%.
Решение проблемы углубления переработки нефти (до уровня 75% в 2010 г. и 85% до 2030 г.) будет определяться путем освоения новых технологий по глубокой переработке нефтяных остатков – процессов каталитического крекинга, гидрокрекинга, висбрекинга, коксования.
Внедрение современных технологий повысит экономическую эффективность переработки нефтяного сырья (увеличится глубина переработки нефти), соответственно увеличится выпуск нефтепродуктов, которые по своим характеристикам будут отвечать требованиям мировых стандартов. Стратегия развития нефтегазовой промышленности до 2030 г. предполагает структуру, которая обеспечит производство всех основных видов нефтепродуктов с глубиной переработки нефти 90%.
|