Винодельческая отрасль Украины (2007 г.)
Согласно официальным данным, переработкой винограда, выпуском вина, шампанских вин и коньяка занимается около семидесяти предприятий Украины. Среди них четко выделяются две большие группы: традиционные предприятия, имеющие собственные виноградники, и компании новой волны, занимающиеся исключительно розливом вина. Главный козырь последних – умелая раскрутка торговой марки. Если овладеть этим искусством, то на винно-коньячный рынок можно прийти практически из любого сектора пищевой промышленности.
Однако эксперты склоняются к мысли, что будущее все-таки за собственной сырьевой базой. Именно она дает гарантию стабильного качества вина. Однако с другой стороны, даже корифеи виноделия не всегда стремятся обеспечивать себя виноградом на 100%. Большинство производителей считает оптимальным соотношением своего и покупного сырья – 70:30.
Если проследить динамику производства вина, то легко можно заметить, что она гораздо ниже уровня, который наблюдался до 1985 г., начала антиалкогольной кампании, но в то же время данные по производству вина в последние годы свидетельствуют о росте производства.
Постоянные эксперименты с акцизами привели к уникальной для мира ситуации, когда вино облагается налогом дважды. Налог взимается со спирта, с виноматериалов, и уже готовой продукции. Последние изменения в акцизном законодательстве вынудили виноделов переориентироваться на производство сухих вин, отказавшись от крепленых, хотя визитной карточкой Украины всегда были последние.
Отдельно от всего остального виноделия стоит производство шампанского. Как производители ни пытаются переломить тенденцию, но шампанское в сознании потребителя остается продуктом, предназначенным для празднования Нового года. Его производство активизируется в октябре, резко падает в январе и практически затихает к апрелю. На данный момент рынок шампанских вин контролируют 11 основных заводов. 90% продукции выпускается ускоренным (акратофорным) методом и только три предприятия используют классическую французскую технологию. Последняя требует больше усилий, времени и средств, но с другой стороны, в Украине растет потребительский спрос на шампанское, произведенное по классической технологии.
Согласно мнению большинства экспертов, украинский рынок вин все еще находится в стадии формирования. После практически полного отсутствия вин зарубежного производства, на территории Украины во времена существования СССР в начале 1990-х гг. наблюдался всплеск импорта данного товара при одновременном снижении производства украинских вин. В 1990-х гг. импорт вин более-менее упорядочился. В страну стало меньше поступать суррогатной продукции и больше продукции известных производителей. Упорядочился также ассортимент ввозимых вин в соответствии с формирующимся спросом на них в Украине.
Последние годы легальный импорт вина растет довольно большими темпами. Этому способствует как стремление зарубежных производителей из Западной Европы, прежде всего из Франции, увеличить долю своих продаж на украинском рынке, где динамично развиваются сети ресторанов и розничных продуктовых магазинов западного образца, так и восстановлением производства вина в странах ближнего зарубежья, прежде всего, в Молдове и Грузии, в связи с притоком инвестиций в данную отрасль этих стран.
Виноградное вино делается из виноградных виноматериалов, которые получают из винограда. В середине 1980-х гг. в ходе антиалкогольной компании были осуществлены массовые вырубки виноградников в Крыму и на юге Украины. В девяностые годы из-за тотального дефицита средств и разрушения хозяйственных связей обновление виноградников в Украине практически не проводилось. Сейчас большая часть виноградников пребывает в малопродуктивном возрасте.
По оценкам специалистов, высадка одного гектара обходится в 8-15 тыс. USD. Первый урожай с посаженого участка можно будет получить через четыре-пять лет. Несмотря на это, существует импорт в Украину саженцев винограда, что свидетельствует о том, что украинские компании ведут работу по обновлению виноградников. Высаживаются в основном красные сорта винограда, поскольку именно на красные вина в странах СНГ, в том числе и в Украине, традиционно существует высокий спрос.
Общая площадь виноградников в Украине сократилась на 30,6%, или 43,9 тыс. га до 99,4 тыс. га с 1990 по 2000 гг. Тенденция спада продолжилась и в последующие годы. В 2006 г. площадь под виноградниками в Украине составила 75,8 тыс. га, что на 6%, или 4,8 тыс. га меньше, чем в предыдущем году. Аналогично сокращалось производство винограда с 835,7 тыс. т в 1990 г. при СССР до 513,8 тыс. т десять лет спустя. В 2005 г. производство составило всего 374 тыс. т, что на 25,9% меньше уровня 2003 г. и в 2,2 раза меньше, чем в советское время. В 2006 г. производство упало на 32%, или 142 тыс. т до 301 тыс.т. В связи с очень противоречивыми статистическими данными по производству вина и частыми случаями контрабанды виноматериалов, довольно сложно точно оценить объем винограда, который используется украинской винодельческой промышленностью. Основываясь на более-менее достоверных данных статистики с 2000 по 2002 гг., можно сделать вывод, что примерно до 65% произведенного винограда используется для переработки на вино.
Последние несколько лет объемы производства вина в Украине имеют тенденцию к росту после спада в первой половине 1990-х гг. Особенно сильный рост, согласно официальной статистике, наблюдался в период 1999-2002 гг. (официальные данные): 1999 г. – 8,558 млн дал, 2000 г. – 9,48 млн. дал, 2001 г. – 14,254 млн дал, 2002 г. – 20,808 млн дал. В то же время, согласно оценкам «Держзовнишинформа», отдельные предприятия, декларировавшие производство вина, производили более крепкие спиртные напитки в указанные годы. Аналитики украинского рынка вина склонны считать, что официальные данные по производству вин завышены примерно на 40% (реально производится водка по схеме, позволяющей уходить от уплаты акциза на спирт). Однако даже без учета данных предприятий наблюдается явный рост производства: 1998 г. – 5,983 млн дал, 1999 г. – 8,547 млн дал, 2000 г. – 9,445 млн дал, 2001 г. – 10,842 млн дал, 2002 г. – 13,008 млн дал. По предварительным данным, в 2007 г. объем выпуска вина составил 19,166 млн дал, что на 13% больше, чем в 2006 г.
Отметим, что даже показатели последних лет выпуска данной продукции в несколько раз меньше, чем в середине 1970-х гг. Основной причиной сокращения производства являются последствия массовой вырубки виноградников в середине 1980-х гг., экономический спад в стране в начале 1990-х гг., ухудшающаяся ситуация с производством виноматериалов на украинских предприятиях первичного виноделия.
Исходя из официальных данных по объему производства, расчетных данных по импорту и экспорту, средний объем потребления виноградных вин в Украине в 2003-2004 гг. составил 14,413 млн дал. Можно с уверенностью предполагать, что завышенные официальные данные не искажают картины объема производства, так как статистика не учитывает объем контрабандного ввоза и производства фальсификатов. Основываясь как на экспертных данных, так и на официальной статистике, в стране в последние годы существует тенденция увеличения потребления виноградных вин. По данным аналитиков рынка в 2007 г., общий объем потребления виноградных вин, основываясь на официальных данных по их производству, экспорту и импорту, составил 23 млн дал. При этом доля отечественных вин в данном объеме составила 76% (в среднем 93% в 2003-2004 гг.).
Эксперты высказывают мнение, что в данное время украинский рынок не имеет четкой сегментации. Винный рынок должен делиться на три больших сегмента: нижний – ординарные вина, средний – марочные вина, элитный – выдержанные вина (и с ними коллекционные). При этом нижний сегмент, как самый большой по физическим объемам продаж, делится еще на несколько сегментов, в рамках которых различные производители позиционируют свой товар. При этом особенностью украинского рынка до сих пор является возможность того, что ординарное вино может стоить дороже марочного того же сорта благодаря более высокому уровню узнаваемости торговой марки.
За историю существования независимой Украины в нее завозилось вино производства примерно 45 стран. Последние несколько лет вино завозится примерно из 25-30 стран. Начало 1990-х характеризовалось сокращением производства продовольственных товаров в Украине, в т.ч. и вина, и их бурным импортом из-за рубежа. В числе поставляемых товаров ввозился как качественный товар, так и его суррогаты-подделки в основном из стран Восточной Европы. С течением времени восстановилось местное производство вин, увеличились официальные поставки качественных вин западных производителей и производителей стран СНГ, улучшилось положение в сфере розничной торговли, население стало с большей тщательностью и знанием принимать решение при покупке импортного товара, что привело к сокращению спроса на товар сомнительного происхождения и соответственно к сокращению его импорта. Примером могут быть поставки из стран Восточной Европы, прежде всего Болгарии и Венгрии.
Кроме роста общего импорта, другой основной тенденцией импорта вина в Украину можно назвать сокращение поставок товара за последние годы из стран Европы и увеличение поставок товара из стран СНГ, прежде всего из Грузии и Молдовы.
Основными европейскими странами-поставщиками последние годы являются Франция и Италия. При этом поставки из обеих стран довольно стабильны, что свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию производства данных стран. Импорт вина из стран СНГ на протяжении 1998-2000 гг. сокращался, однако в дальнейшем он быстро восстановился и приобрел тенденцию к росту. Последние годы поставки вина из этих стран намного превысили уровень 1998 г. и продолжают увеличиваться. Лидером поставок вина из стран СНГ в Украину является Молдова, Грузия.
По оценкам «Держзовнишинформа», в 2007 г. импорт виноградного вина в Украину составил 5,59 млн дал, что на 24% больше, чем в предыдущем году.
Экспорт виноградных вин из Украины характеризуется довольно нестабильным объемом поставок, хотя в 2003-2004 гг. наблюдалась определенная тенденция к увеличению поставок за рубеж. Однако в 2007 г. экспорт данного товара снизился. С одной стороны, увеличению поставок способствует увеличение объемов производства вина в Украине, производство конкурентоспособной продукции с конкурентоспособными ценами, а также рост благосостояния населения в основных странах – импортерах данного товара. С другой стороны, на основных рынках сбыта украинской продукции, которыми являются страны СНГ (до 80-100% экспорта), за последние годы значительно увеличилась конкуренция со стороны продукции других-стран производителей. Основными и постоянными импортерами украинского вина выступают Россия и Беларусь.
Основными факторами, способствующими экспорту продукции в данные страны, является налаженность торговых отношений с данными странами, конкурентоспособные цены на украинскую продукцию, высокий спрос населения данных стран на украинский товар. В то же время эти страны являются крупнейшими импортерами молдавских вин, что, несомненно, способствует сокращению доли украинских вин на рынках данных стран. Из стран Европы более-менее постоянными покупателями выступают Германия и Польша. Также украинское вино поставляется в Израиль.
По оценкам «Держзовнишинформа», экспорт виноградных вин в Украину в 2007 г. составил 1,771 млн дал, что на 35,7% меньше, чем в предыдущем году.
Рынок вина в Украине продолжает развиваться и в настоящее время. Несмотря на негативные тенденции, все еще существующие в данной отрасли, Украина в отличие от соседней России имеет производственную базу, доставшуюся в наследство от СССР, и климатические условия для производства качественного сырья для винодельческой промышленности. Исходя из имеющихся в наличии данных, можно судить, что рынок довольно перспективен для украинских производителей, так как объем потребления динамично растет. Ознакомление все большей части украинского народа с европейским стилем жизни, смена поколения, выросшего при Советском Союзе, поколением, выросшем при другом политическом, социальном и экономическом укладе, приближенном к европейскому, несомненно, будет способствовать сокращению потребления водки и увеличению потребления вина в ближайшие несколько лет.
Развитие экономической ситуации в Украине в последние годы свидетельствует о том, что массовый спрос будет расти, в первую очередь, на качественную дешевую продукцию, имеющую элемент престижности. Пока под эту категорию попадают ординарные вина известных торговых марок украинских и молдавских производителей.
Растущее потребление вина украинским населением – надежды украинских виноделов в их борьбе за потребителя алкогольной продукции. Однако гораздо более низкие капиталовложения в водочную продукцию по сравнению с производством качественных вин, несомненно, дают преимущество производителям водки в проведении той же рекламной кампании. Другими негативными моментами в борьбе украинских виноделов за отечественного потребителя является его низкая осведомленность о классификации и качественных параметрах вин, различиях в винах разных видов, а также все еще относительно низкая платежеспособность населения.
С первым из указанных негативов отечественные производители стараются бороться путем широкой рекламы своей торговой марки, чтобы увеличить ее узнаваемость и обрести постоянный круг приверженцев своего товара. Что касается второго негативного момента, то украинские виноделы надеются на улучшение экономического положения в стране и материального благосостояния населения, что, как в других странах, должно способствовать сокращению объемов потребления крепких алкогольных напитков.
По всем характерным признакам жизненный цикл украинской винной отрасли находится на этапе роста. Продукция отрасли пользуется спросом, происходит острая конкурентная борьба производителей продукции за большую долю на растущем рынке сбыта.
|