Плодоконсервная промышленность Украины (2007 г.)
Украина всегда славилась большими объемами производства фруктов и овощей, которые являются основным сырьем при производстве плодоовощной консервации. Во времена существования СССР значительное внимание уделялось переработке данной продукции, то есть созданию довольно мощной перерабатывающей отрасли в республике. Таким образом, практически во всех областях существовали крупные и средние консервные заводы, а также консервные цеха при колхозах и совхозах. В середине 1980-х гг. производилось примерно 3,5 млрд условных банок плодоовощных консервов в год (условная банка – 400 г (400 мл). Основными потребителями данной продукции в советское время выступали регионы Сибири и Дальнего Востока.
После распада СССР и либерализации внешней торговли в Украину увеличились поставки импортной плодоовощной консервации, которая отличалась более широким ассортиментом, удобной и качественно оформленной упаковкой, более высоким качеством продукции. В то время отечественная продукция имела единственное преимущество – более низкие цены, однако сама отрасль пребывала не в самом лучшем состоянии. Ухудшение экономического положения в стране, разрыв старых производственных связей, введение новых форм хозяйствования привели в первой половине 1990-х гг. к снижению производства плодоовощной продукции в крупных сельскохозяйственных предприятиях, которые ранее выступали основным поставщиками сырья для перерабатывающей промышленности. Снижение уровня платежеспособности населения стало причиной снижения объемов закупки на внешнем рынке, а отсутствие опыта внешнеэкономической деятельности у предприятий-производителей способствовало снижению поставок продукции за рубеж.
Со второй половины 1990-х гг. началось постепенное восстановление производства. Приватизация предприятий и появление новых хозяев привело к ориентации их на выпуск конкурентоспособной продукции. Появилась признанная во всем мире упаковка «твист-офф», вся продукция производилась под собственными торговыми марками, а отдельные предприятия стали выпускать продукцию в своей стеклянной таре оригинальной формы. В свою очередь увеличилось производство плодоовощной продукции крупными фермерскими хозяйствами, в частности юга Украины, которые начали применять новые технологии выращивания, сорта, предназначенные для определенного вида переработки, а также выращивать продукцию с заданными параметрами для конкретного вида переработки. Все это способствовало тому, что к середине первого десятилетия ХХI в. в Украине снова появилась отрасль, способная производить качественную продукцию мирового уровня в значительных объемах и пользующаяся большим успехом как на внутреннем, так и на внешних рынках сбыта.
Украина является крупнейшим производителем фруктов и овощей. В период перехода от плановой к рыночной экономике данная отрасль претерпела существенные изменения, которые привели к сокращению объемов производства и снижению роли крупных хозяйств (колхозов и совхозов) в производстве качественной продукции в нужном количестве и с заданными параметрами. В то же время появились частные фермерские хозяйства, которые с помощью уже новых современных технологий за прошедшее десятилетие значительно увеличили производство сырья для плодоконсервной отрасли и повысили его качество.
Производство плодоконсервной продукции в Украине стабильно растет. В 2007 г. было произведено около 3,02 млрд условных банок, что на 27% больше, чем в предыдущем году. Нужно отметить, что данный объем также включает фруктовые и овощные соки, выпуск которых значительно возрос в последние годы. Если брать отдельно плодоовощную консервацию, то львиную долю здесь занимает овощная консервация. В 2007 г. плодоовощной консервации всех видов было произведено 353,4 млн условных банок, что на 34% меньше, чем в предыдущем году. При этом производством данной продукции в 2006 г. занималось около 162 предприятий, а в 2007 г. их осталось уже 123. В 2007 г. десятка крупнейших производителей произвела 60% всего объема продукции, а в 2006 г. – 53%.
Увеличение производства плодоовощной консервации привело к росту спроса на сырье на внутреннем рынке. Развитие розничных сетей торговли также способствует росту спроса на свежие овощи и фрукты. Объем их производства в Украине снизился по сравнению с советским временем. В годы, когда из-за погодных условий или по другим причинам урожай овощей и фруктов снижается, на сырьевом рынке обостряется конкуренция между переработчиками и оптовыми компаниями. Естественно, что мелкие производители не всегда способны предложить достаточно высокую закупочную цену в условиях подорожания сырья. Кроме того, они не всегда имеют возможность наладить бесперебойные поставки своей продукции в торговую сеть, разработать совершенную маркетинговую политику. Таким образом, с рынка постепенно исчезают мелкие консервные заводы и консервные цеха при совхозах и колхозах. С другой стороны, крупные предприятия, которыми часто владеют успешные торговые компании, имеют больше возможностей организовать закупку сырья при любых колебаниях цен на рынке и сбыт готовой продукции во всех точках Украины. Отдельные крупные предприятия консервной отрасли даже стали собственностью крупных отечественных сетей розничной торговки.
Оценки внутреннего потребления варьируются в значительных пределах из-за большого объема контрабандного ввоза продукции. В 2000 г. объем продаж на внутреннем рынке оценивался экспертами в 400 млн условных банок. Однако, если в 2000 г. объем производства составлял 491 млн условных банок (без учета соков и томатной пасты), то в 2003 г. он уже составил 1031 млн условных банок. Расчеты показывают, что к 2005 г. объем продаж плодоовощной консервации на украинском рынке возрос до 700-800 млн условных банок. Согласно расчетным данным, основанным на данных официальной статистики, в 2007 г. объем потребления плодоовощной продукции составил 407 млн условных банок. Стоит отметить, что, помимо объективных причин сокращения объема потребления, снижению данного показателя способствовали более точные статистические данные по импорту/экспорту продукции и изменение статистической отчетности по производству. Таким образом, реального сокращения потребления данных продуктов почти на 50% по сравнению с 2005 г. не произошло.
Внутренние цены на товар зависят от цен на сырье и времени года. В неурожайные годы консервная промышленность испытывает дефицит в качественном сырье нужных параметров для определенных видов переработки. Это способствует росту отпускных цен на него. С другой стороны, стараясь удержать постоянных поставщиков, переработчики в такие годы повышают закупочные цены.
Кроме того, в последние годы переработчикам приходится конкурировать на рынке сырья с оптовиками, закупающими фрукты и овощи для розничных сетей торговли. Фермеры, стремящиеся реализовать свою продукцию по максимально возможным высоким ценам, часто сами напрямую обращаются с предложениями о поставках в крупные магазины, минуя посредников. Это также заставляет переработчиков увеличивать закупочные цены на качественный товар крупных фермеров.
На цены консервации также влияет сезонный характер сбыта данного товара. В период его производства спрос на него достаточно низкий, а цены невысокие. С другой стороны, по мере приближения зимних праздников количество товара на рынке сокращается, тогда как спрос на него растет. Согласно информации трейдеров, цены на особо остродефицитный товар в зимний период могут значительно повышаться за довольно короткий промежуток времени.
Официальный импорт, по данным торговых источников, в последние годы составлял максимум 10% объема реально реализуемой в Украине импортной плодоовощной консервации. Минимум 90% импортной консервации, реализуемой в украинских торговых сетях, импортируется в Украину либо контрабандой, либо челноками. Аналогично данная продукция может вывозиться в соседние с Украиной страны СНГ.
По данным специалистов, в 2007 г. импорт данной продукции составил 270,9 млн условных банок, что на 55,6 млн условных банок, или 17% меньше, чем в предыдущем году (2005 г. – 218,7 млн условных банок, 2006 г. – 326,5 условных банок). Надо отметить, что данные за 2007 г. преимущественно включают консервы, предназначенные для розничной продажи, тогда как данные за предыдущие годы, вполне возможно, включали и консервированные овощи и фрукты для промышленной переработки, а потому можно утверждать, что импорт данной продукции в Украину растет. При этом дальнейшему его росту будут способствовать установленные адвалорные ставки ввозной пошлины в отличие от прежних специфических.
В то же время экспорт характеризуется более стабильными объемами, хотя все-таки наблюдается тенденция к росту: 2007 г. – 217,5 млн условных банок, 2006 г. – 184,7 млн условных банок, 2005 г. – 172,6 млн условных банок.
Основными странами – поставщиками плодоовощной консервации в Украину в 2007 г. были:
-
Китай (22%)
-
Испания (19%)
-
Венгрия (14%)
-
Таиланд (13%)
-
Индия (4%)
В то же время основными странами – импортерами украинской консервации традиционно выступали:
-
Россия (82%)
-
Казахстан (5%)
-
Молдова (4%)
-
Беларусь (3%)
-
Германия (2%)
Также украинские консервы поставляются в другие страны СНГ и Израиль, США, Канаду, Прибалтику.
Украинская плодоконсервная отрасль довольно быстро оправилась от кризиса первой половины 1990-х гг. В стране существует достаточно большая сырьевая база, большое количество перерабатывающих предприятий, доставшихся в наследство от СССР, опытные специалисты в отрасли и дешевая рабочая сила.
Плодоконсервная продукция имеет довольно длительный срок хранения и вместе с тем не требует особых условий для хранения. Этим обеспечивается ее присутствие практически во всех более-менее крупных торговых предприятиях страны, поскольку им не приходится беспокоиться о закупке специального оборудования для реализации продукции или о сроках ее реализации. По этим причинам многие крупные оптовые предприятия имеют практику закупки продукции в период низкого спроса и цен и последующей реализации ее в пик спроса и соответственно цен.
Некоторые компании, обладающие сетью розничных магазинов, приобрели консервные цеха или заводы и являются эксклюзивными дистрибьюторами продукции этих предприятий.
Инвестиции, пришедшие на предприятия вместе с новыми хозяевами после приватизации, позволили значительно обновить материальную базу и начать выпускать конкурентоспособную продукцию дешевле, чем западные аналоги. В то же время в Украине уже развивается сегмент элитной плодоовощной консервации, которая с успехом реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынках благодаря высокому качеству. Практически исчезла безликая консервная продукция, не имеющая своей торговой марки, а также продукция в неудобной для потребителя таре или низкого качества.
Отрасль успешно развивается, о чем свидетельствует рост производства и экспорта. Определенными ограничителями развития отрасли выступают традиционно большой объем производства домашней консервации в Украине и странах СНГ, четко выраженная сезонность реализации промышленной консервации, медленное развитие сырьевой базы. Однако рост платежеспособности населения в Украине и соседних странах СНГ, успешное развитие экспорта в страны дальнего зарубежья, характер данного класса продукции должен обеспечить успешное развитие плодоконсервной отрасли и в последующие годы.
|