Программа стабилизации и возрождения экономики республики Молдова на 2009-2011 годы
ВВЕДЕНИЕ
Экономика Республики Молдова находится в глубоком кризисе. Стагнация практически всех секторов экономики, падение агрегированного потребительского спроса в условиях сокращения переводов из-за рубежа, и, в результате этого, внешней торговли, а также значительное увеличение бюджетного дефицита показывают всю глубину кризиса. Экономические неурядицы приводят к все большему росту напряжения в обществе, вызванного подрывом доверия населения к финансовой устойчивости бюджета и действиям Правительства.
Кризис пришел из-за границы, и для страны, уязвимой к внешним шокам, такой как Республика Молдова, спад экономик стран – основных партнеров - стал решающим фактором, который вызвал, начиная с конца 2008 года, переворот тренда роста экономики. В то же время затягивание с внедрением мер по антикризисному менеджменту привело к усилению рецессии, что делает и краткосрочные, и долгосрочные прогнозы пессимистичными.
Контекст, в котором запускается данная Программа, является весьма сложным и напряженным для Республики Молдова, так как трудности экономики перекладываются на национальный публичный бюджет, который, в свою очередь, не может больше служить действенным и эффективным инструментом поддержки уязвимых категорий. Между тем, уязвимость населения прямо пропорциональна стагнации экономики и углублению кризиса.
Нынешнее Правительство осознает всю глубину экономической рецессии, а также уязвимость некоторых категорий населения для пагубных последствий кризиса. Несмотря на то, что мировая рецессия отступает перед предпринятыми правительствами мира усилиями и что начиная со второй половины 2009 года замечены первые признаки оживления мировой экономики, благотворное воздействие этих мировых тенденций на экономику Республики Молдова проявится лишь позднее. В данном контексте Правительство должно принять срочные меры по стабилизации и возрождению экономики страны, чтобы не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса.
Из-за инерционной модели управления экономикой в целом и бюджета в частности, продвигаемой прежним руководством страны, нынешнее Правительство не располагает достаточными рычагами и пространством для маневра. Тем не менее, определение возможностей и наиболее эффективных механизмов вмешательства является в настоящее время приоритетом. Правительство сразу после формирования инициировало ряд рефор¬маторских мер, направленных на дебюрократизацию и демонополизацию деловой среды, на повышение эффективности государственных доходов и улучшение результативности публичного управления. Данная Программа предлагает пакет мер, представляющих собой продолжение уже предпринятых Правительством усилий, которые предстоит выполнить начиная с последнего квартала 2009 года до конца 2011 года.
Инструменты, которые Правительство планирует применить для стабилизации и возрождения экономики, варьируют от мер по поощрению потребления и экономики до мер по облегчению доступа предпринимателей к финансовым средствам; от общепринятых мер реформаторского характера до мер менее популярных, но крайне важных в нынешних условиях. Отбор данных инструментов проводился с применением партиципативного подхода, при поддержке партнеров по развитию страны, представителей деловой среды, академических кругов и гражданского общества. Во избежание неплатежеспособности Правительство должно гарантировать прозрачное и адекватное направление ограниченных бюджетных средств на уязвимые категории и для решения острых проблем. В данном контексте Правительство обеспечит значительное расширение бюджетной поддержки уязвимых категорий одновременно с укреплением ритмов возобновления экономического роста. Однако, независимо от применяемых мер, бесспорно, Правительство начнет выполнять Программу с мер по укреплению публичного управления и построению эффективной, устойчивой и надежной государственной структуры.
Правительство приложит усилия для поиска социально приемлемого компромисса между жертвами и выгодами, с тем, чтобы бремя необходимых реформ не навредило тем, кто рассчитывает на поддержку или анемичен, а те, кто сейчас понесут убытки, с возобновлением движения экономики по восходящей были полностью вознаграждены. Поэтому в процессе выполнения Программы по стабилизации и возрождению экономики Правительство делает ставку, в первую очередь, на собственные усилия, а также на понимание и доверие общества в целом, а также на поддержку партнеров по развитию страны, без помощи которых запланированные амбициозные реформы не имеют шансов на успех. В контексте диалога с обществом и в целях обеспечения полного понимания призыва данной Программы, Правительство разработает стратегию коммуникации, подробно разъясняя необходимость и последствия запланированных мер.
Восприимчивость общества в целом является решающей для сохранения вектора европейской интеграции, установленного Правительством в ряде приоритетов в контексте своей программы правления. Целью Программы стабилизации и возрождения экономики является не заменить Программу правления, Национальную стратегию развития (НСР), План действий по европейской интеграции или другие документы публичных политик, но дополнить их конкретными и специфическими мерами, направленными на выполнение задач, поставленных в существующих стратегических рамках и в нынешнем контексте кризиса.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Нынешняя картина кризиса мрачная. Несмотря на то, что первые признаки стагнации экономики, вызвавшие многочисленные споры, проявились еще в сентябре-октябре 2008 года, развитие экономики в текущем году подтверждает усугубление и разветвление последствий кризиса. Так, в первом полугодии 2009 года валовой внутренний продукт (ВВП) уменьшился на 7,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а прогноз на конец текущего года был пересмотрен с минус 5% до минус 9%. Падение агрегированного потребительского спроса в условиях сокращения в первые семь месяцев 2009 года объема переводов из-за рубежа больше чем на треть стало основой стагнации экономики, которая была построена на нежизнеспособной модели развития, основанной больше на потреблении и импорте и меньше – на инвестициях и экспорте.
Спаду экономики способствовала инволюция промышленного сектора, объемы производства которого в январе-сентябре текущего года сократились на 24,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в частности, из-за снижения объемов добывающей промышленности на 32,4% и перерабатывающей промышленности на 26,3%. В то же время, несмотря на то, что сельскохозяйственный сектор был меньше затронут, чем промышленный сектор, в январе – сентябре текущего года сельскохозяйственное производство упало на 11,8%. Уборка культур на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется значительным уменьшением среднего урожая зерновых – примерно на 38%, а сельскохозяйственная продукция продолжает характеризоваться пониженной конкурентоспособностью. Существенный спад отмечен в строительстве – секторе, который в первом семестре текущего года сократился на 33,7%, но наиболее значительный спад все же отмечен в области транспорта, общий объем перевезенных грузов снизился в январе-сентябре 2009 года на 59,2%. Это сравнительно наиболее пострадавший от кризиса сектор.
Увеличение в 1,7 раза суммы задолженностей по заработной плате произошло в условиях сокращения переводов физических лиц из-за рубежа в январе-июле на 33 % по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Снижение доходов населения (получаемых как внутри страны, так и из-за ее пределов) проявилось сокращением потребления в первом полугодии 2009 года на 10,4%. Падение агрегированного потребительского спроса привело в январе-августе к уменьшению импорта (на 38,3%), который в последние годы проявил себя поразительным ростом, так и экспорта (на 24,2%). Кроме того, экономический кризис, охвативший регион, привел к уменьшению объема прямых иностранных инвестиций. Так, в первом полугодии 2009 года прямые иностранные инвестиции, привлеченные в национальную экономику (чистая стоимость), зарегистрировали только 34,6 млн. долларов США, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года примерно в 8,9 раза.
Негативные тенденции развития экономики в первые девять месяцев 2009 года отразились и на индексе потребительских цен. Так, с начала года падение темпов роста в основных секторах экономики привело к снижению средних потребительских цен на 2,9%, в то время как в сентябре произошло повышение на 0,6% по сравнению с августом. Дефляция, хотя и способствует кратковременному росту покупательской способности населения, может иметь долгосрочное отрицательное воздействие на экономику страны в целом и на предпринимателей в частности.
Кризис отразился и на бюджетных доходах, которые сократились в январе-августе на 6,9 %, что привело к беспрецедентному бюджетному дефициту в объеме свыше 2,5 млрд. леев. Уровень этого бюджетного дефицита на 8,6 % выше аналогичного периода 2008 года. Сокращение доходов национального публичного бюджета было вызвано уменьшением поступлений от НДС на импортируемые товары и от налогов на внешнюю торговлю и внешние операции. В то же время увеличение расходов национального публичного бюджета было обусловлено выполнением предыдущим Правительством обязательств в социальной сфере, которые не были соотнесены с объемом наличных ресурсов. Поддержание на высоком уровне социальных расходов в условиях существенного снижения доходов бюджета привело к увеличению внутреннего государственного долга на 33,6% по сравнению с концом августа 2008 года. Сокращение официальных резервных активов на 26,6% в январе-августе по сравнению с тем же периодом прошлого года также свидетельствует об ограниченности внутренних рычагов по управлению кризисом.
Углубление кризиса сопровождалось ростом сдер¬¬жанности со стороны банковского сектора в предоставлении кредитов частному сектору. Так, в январе-августе 2009 года объем предоставленных экономике кредитов снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,7%, а объем непрогрессивных кредитов достиг 12,8% от общего количества кредитов по сравнению с 5,9% в конце 2008 года. Снижение Национальным банком Молдовы основной ставки с 12,5 до 5% и обязательных резервов коммерческих банков с 17,5 до 8% еще не привело к ожидаемому снижению процентных ставок на кредиты. Если процентная ставка на кредиты в национальной валюте снизилась примерно на 5,2 процентных пункта по сравнению с августом 2008 года, процентная ставка на кредиты в иностранной валюте увеличилась на 0,31 процентных пункта. Общий объем вкладов показал более существенный рост, чем объем кредитов – на 8,9% по сравнению с августом 2008 года и на 8,6% по сравнению с началом текущего года. Низкий уровень денежных вкладов указывает на слишком медленное восстановление доверия населения к банковскому сектору. Снижение вкладов в национальной валюте стало основным фактором сокращения денежной массы (M3) на 7,6% в январе – августе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Экономический кризис, который быстро охватил всю экономику страны, не мог не привести к пагубным последствиям для населения. Таким образом, в январе-августе число официально зарегистрированных безработных увеличилось в 1,7 раза, при этом было трудоустроено безработных на 25,7% меньше, чем в предыдущем году. Рост числа безработных свидетельствует о проблемах, с которыми сталкивается не только Республика Молдова, но и другие страны, в которых работают молдавские эмигранты, так как часть из них уже вернулись в страну. Это усиливает давление как на государственный бюджет (большее количество безработных требует большего количества пособий по безработице), так и на реальную экономику, которая не способна ассимилировать безработных, включая вернувшихся с заработков из-за границы.
В 2008 году впервые за последние три года повысился уровень бедности в Республике Молдова. Так, по сравнению с 2007 годом коэффициент абсолютной бедности увеличился на 0,4 процентных пункта. Эта тенденция может продолжиться и в будущем, так как воздействие политики на потребление и бедность проявляется не мгновенно.
ВИДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Прерогативами Правительства в контексте данной Программы являются восстановление доверия населения к действиям Правительства, к возможностям жить и работать в Республике Молдова, возврат экономики на траекторию роста, а также укрепление предпосылок для развития устойчивой экономики.
Действия, внедряемые в рамках данной Программы, направлены на возрождение экономики таким образом, чтобы уже в 2010 году она возобновила движение по восходящей. Возобновление экономического подъема будет сопровождаться активизацией инвестиционного процесса, в том числе прямых иностранных инвестиций, повышением объема промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, оживлением внешней торговли, уменьшением бюджетного дефицита и сокращением безработицы.
Программа является фундаментом для среднесрочных и долгосрочных мер, которые заложат основы конкурентоспособной экономики, основанной на знании, передовых технологиях, свободной от каких-либо барьеров для роста и процветания, и будут содействовать формированию современного общества, с новыми ценностями и продвинутыми стандартами жизни. Правительство стремится к тому, чтобы Республика Молдова стала правовым государством, в котором соблюдаются свободы и права гражданина, а также права на собственность и достойную жизнь.
ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ
Программа стабилизации и возрождения экономики основана на трех приоритетах, а именно:
1) стабилизация и оптимизация публичных финансов;
2) восстановление экономической деятельности;
3) обеспечение эффективной и справедливой социальной защиты.
Три приоритета, установленные Правительством с целью противодействия разрушающим последствиям экономического кризиса и предупреждения возникновения финансового и социального кризиса более крупных масштабов, взаимосвязаны. В то же время глубина кризиса обусловливает необходимость внедрения «конфликтных» мер – по расширению налоговой базы для накопления бюджетных доходов и по сокращению расходов на некоторые неприоритетные секторы и менее уязвимые категории населения, наряду с мерами по снижению налогового бремени, экономическому поощрению и поддержке пострадавших лиц.
Компромисс между этими безотлагательными, но в определенной мере и конкурирующими потребностями, не может быть обеспечен, если не выполняется ряд необходимых предпосылок. Так, установленные в рамках данных приоритетов задачи могут быть достигнуты только в случае соблюдения следующих предварительных условий:
а) стабилизация политической ситуации в стране;
b) поддержка со стороны доноров в финансировании проектов и мер первоочередного значения, для которых не существует внутренних финансовых ресурсов;
с) партнерство между Правительством и обществом по реализации поставленных задач.
Несмотря на то, что все три предварительные условия одинаково важны, без данного партнерства шансы для реализации этой амбициозной, но необходимой Программы, будут практически равны нулю.
1. СТАБИЛИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ
Стагнация экономики и сокращение объемов внешней торговли привели к уменьшению налоговой базы, и соответственно к значительному снижению налоговых доходов. Уменьшение государственных доходов в 2009 году, в условиях сохранения повышенного уровня социальных расходов, привело к неизбежному увеличению бюджетного дефицита. На данный момент бюджетные ресурсы больше не могут покрывать текущие потребности в сфере содержания и социальных нужд, не говоря уже об инвестиционных программах и структурных реформах, предполагающих расходы. В создавшейся ситуации, если не будут приняты меры по стабилизации публичных финансов, бюджетный дефицит может превысить 15 % ВВП. Во избежание неплатежеспособности Правительства, в условиях повышения уязвимости экономики страны и населения в целом, Правительство оптимизирует бюджетные расходы, параллельно расширяя налоговую базу и выявляя внешние источники для временного покрытия важных экономических и социальных программ, а также бюджетного дефицита. Таким образом, в контексте стабилизации публичных финансов устанавливаются следующие задачи и краткосрочные и среднесрочные меры:
Задача 1. Выявление возможных источников для увеличения государственных доходов и уменьшения бюджетного дефицита
Первоочередные меры (2009 г.):
1) ведение переговоров с Международным валютным фондом по новой Программе экономических и финансовых политик;
2) инициирование переговоров с Европейской Комиссией, Всемирным банком и другими внешними партнерами по развитию страны в целях получения бюджетной поддержки, в том числе интенсификация усилий для выделения траншев на проекты и программы, находящиеся в процессе реализации;
3) совершенствование системы таможенного и налогового администрирования (предупреждение недооценки на таможне, перечисления прибыли и т.д.);
4) возобновление приватизации государственного имущества в либерализованных областях на основе открытых, объявляемых и прозрачных торгов;
5) внесение изменений в действующее законодательство в целях:
а) повышения в 2 раза, начиная с 2010 года, максимальной ставки пошлины на благоустройство территории;
b) повышения на 50%, начиная с 2010 года, максимальной ставки для торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг в сфере социального обслуживания; с) повышения, начиная с 2010 года, акцизов на легковые автомобили класса люкс, сигары и гаванские сигары, сигареты с фильтром, пиво, крепкие алкогольные напитки и слабоалкогольные напитки, бензин и его производные, духи, туалетную воду и бижутерию;
d) введения, начиная с 2010 года, акциза на изделия из хрусталя и акциза на ювелирные изделия, не подтвержденные документально;
е) повышения на 30%, начиная с 2010 года, ставок дорожных пошлин на зарегистрированные в Республике Молдова легковые автомобили, потребляющие дизельное топливо;
f) повышения размера сборов за использование дорог легковыми автомобилями, зарегистрированными в Республике Молдова, пропорционально их воздействию на дорожную инфраструктуру;
g) повышения ставки подоходного налога на выигрыши в азартных играх до 18% (часть ст.90¹ Налогового кодекса);
h) повышения в 2 раза, начиная с 2010 года, пошлины на выдачу лицензий в области азартных игр.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
1) определение понятия «реинвестированная прибыль» для улучшения механизма применения льгот, предоставляемых при уплате налога на доход юридических лиц;
2) установление четких принципов при перераспределении доходов от государственного бюджета бюджетам административно-территориальных единиц, в том числе путем продвижения нового закона о местных публичных финансах;
3) ускорение процесса внедрения новой системы налогообложения недвижимого имущества:
а) недвижимое имущество коммерческого и промышлен¬¬ного назначения, гаражи, участки садовых товариществ и расположенные на них строения – в 2010 году;
b) недвижимое имущество сельскохозяйственного назначения (участки с расположенными на них строениями) – в 2011 году;
4) завершение процесса оценки индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципиев Кишинэу и Бэлць – 2011 год;
5) сохранение в период 2009-2011 годов нулевой ставки на налог на реинвестированную прибыль, с его повторным введением, начиная с 2012 года, с применением одной низкой ставки в 10% на широкой и единообразной основе.
Задача 2. Сокращение неприоритетных расходов и перенаправление публичных расходов на получение высокой эффективности и уменьшение бюджетного дефицита
Первоочередные меры (2009 г.):
1) оптимизация административных расходов органов центрального и местного публичного управления, в том числе путем сокращения не менее чем на 50% капитальных затрат на приобретение товаров и услуг, и расходов, направленных на субсидирование, сохраняя при этом адекватный уровень социальных расходов;
2) внедрение новой системы классификации и градации государственных должностей, которая ляжет в основу новой системы оплаты труда государственных служащих;
3) разработка нового положения об оплате труда руководителей государственных предприятий, предприятий с преимущественно государственным капиталом и монопольных предприятий, указанных Правительством.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
Менеджмент публичных финансов:
1) пересмотр методологии разработки и исполнения бюджета;
2) разработка новой информационной системы финансвого менеджмента.
Публичное управление:
1) реструктуризация министерств, агентств и других подведомственных Правительству учреждений в целях ликвидации органов публичной власти с низким уровнем эффективности, оптимизации функциональной деятельности и сокращения административных расходов;
2) замораживание приема на работу в государственный сектор и постепенное сокращение постоянно вакантных должностей в центральных отраслевых органах публичного управления;
3) оптимизация структуры высших органов государственной власти (аппаратов Президента, Парламента, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты и т.д.);
4) реорганизация учреждений, подведомственных центральным отраслевым органам, и оптимизация числа государственных служащих в учреждениях, подведомственных министерствам;
5) реорганизация Государственной службы охраны Министерства внутренних дел в государственное предприятие и демонополизация служб охраны объектов первостепенного значения путем совершенствования законодательной базы;
6) внедрение Закона о государственной должности и статусе государственного служащего;
7) разработка и внедрение новой системы оплаты труда государственных служащих;
8) совершенствование механизма предоставления выходного пособия в случае ликвидации органа публичной власти, сокращения численного состава или изменения штатного расписания государственным служащим, которые не могут быть переведены в интересах службы;
9) отсрочка повышений заработной платы, предус¬мотренных начиная с 1 октября 2009 года и в 2010 году для государственных служащих, военных и сотрудников органов национальной обороны, государственной безопасности и охраны общественного порядка;
10) пересмотр существующей законодательной базы с целью экстернализации полномочий по оказанию услуг центральными отраслевыми органами публичного управления путем предоставления возможности их передачи частному сектору (autsourcing);
11) укрепление потенциала по прозрачному и правильному проведению государственных закупок.
Образование:
1) ускорение процесса оптимизации школьной сети и освобождение ресурсов для улучшения качества образования посредством:
а) реорганизации около 130 общеобразовательных учреждений путем изменения их нынешнего статуса;
b) создания около 50 окружных школ и закрепления к ним около 60 школ;
с) развития инфраструктуры доступа к окружным учреждениям (строительство или ремонт дорог, обеспечение их функциональности в неблагоприятную погоду);
d) приобретения около 80 транспортных единиц для перевозки учеников в школу (подпункты с) и d) не имеют финансового покрытия);
2) оптимизация среднего числа единиц непреподава¬тельского состава по отношению к числу преподавательских норм в целях обеспечения эффективности и качества образовательной системы (не более 25% в городской среде и 35% в сельской среде);
3) реэшелонирование повышения заработной платы работникам образования с постепенным внедрением этого повышения в 2009-2011 гг.;
4) внесение изменений в методологию установления платы за проживание в общежитиях учреждений среднего специального, высшего и постуниверситетского образования, исходя из реальных расходов, приведенных в соответствие с текущими ценами и тарифами;
5) выравнивание условий выплаты стипендий путем исключения коэффициентов, применяемых к выплате стипендий студентам и выпускникам учреждений высшего и среднего специального образования;
6) уменьшение на 20% предельного числа стипендиатов в учреждениях высшего образования (II цикл) (с 70 до 50%);
7) выполнение в полном объеме стратегии реформы интернатской системы ухода за ребенком;
8) эшелонирование на 2009-2011 годы внедрения нового порядка оплаты труда преподавательских кадров, предусмотренного Законом №355-XVI от 23 декабря 2005 года о системе оплаты труда в бюджетной сфере;
9) адаптация законодательной базы по комплектованию учебных классов; повышение числа учеников в классе и снижение числа классов;
10) оптимизация сети учреждений вторичного профес¬сиональ¬ного и среднего специального образования;
11) оптимизация сети высших учебных заведений посредством:
а) совершенствования и применения нормативов, устанавливающих университетскую автономию, и их согласование с европейскими нормами (повышение числа мест по контракту);
b) развития нормативно-правовой базы для обеспечения финансовой автономии высших учебных заведений;
с) разработки критериев, позволяющих определять пропускную способность высших учебных заведений, в индивидуальном порядке;
12) пересмотр учебной программы начального, гимнази¬ческого, лицейского образования посредством:
а) рассмотрения возможности интеграции некоторых учебных дисциплин по секторам/областям учебной программы;
b) пересмотра Рамочного плана с целью сокращения учебных часов;
13) реорганизация Академии публичного управления при Президенте Республики Молдова, в том числе путем ее перевода в подчинение Правительства и путем изменения порядка финансирования.
Здравоохранение:
1) консолидация и реструктуризация больниц на основе общенационального плана больничного сектора и создание Реестра больниц;
2) укрепление закупочного потенциала Национальной компании медицинского страхования;
3) внедрение механизмов дополнительного финанси¬рования медицинских услуг, предоставляемых на вторичном и третичном уровне путем совместных выплат, применяемых дифференцировано в зависимости от степени уязвимости человека.
Сельское хозяйство:
1) повышение эффективности выделения субсидий в сельском хозяйстве путем их направления в области с потенциалом производства с высокой добавленной стоимостью и на повышение производительности сельского хозяйства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;
2) создание Агентства платежей, подчиненного Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности;
3) снижение не менее чем на 6% в 2010 и 2011 годах общих ассигнований из государственного бюджета (основные расходы, специальные фонды и средства) на сельское хозяйство;
4) общее снижение в 2010 и 2011 годах ассигнований из государственного бюджета (основные расходы, специальные фонды и средства), предназначенных для высадки виноградных насаждений;
5) отказ в 2010-2011 годах от выделения из государст¬венного бюджета средств на высадку новых лесов с обеспечением полного сохранения высаженных плантаций (рост площадей, покрытых лесной растительностью, будет финансироваться из помощи, предоставляемой партнерами по развитию).
Государственная безопасность:
1) исключение права военных-контрактников на:
а) денежную компенсацию взамен продовольственного пайка;
b) денежную компенсацию взамен обмундирования;
с) денежное пособие на укрепление здоровья;
d) бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение;
2) исключение льгот за счет государства на лечение в медико-санитарных учреждениях и на санаторно-курортное лечение, предоставляемое супруге (супругу) и детям сотрудников структур с военным и особым статусом;
3) уменьшение размера ежемесячного пособия по итогам деятельности части, в которой работают военные, личный состав и командный состав - контрактники;
4) унификация порядка расчета выходного пособия сотрудников с военным и особым статусом, а также судей и прокуроров;
5) оптимизация расходов в силовых структурах путем сокращения постоянно вакантных единиц;
6) перевод единиц, ответственных за начисление пенсии военнослужащим, в Национальную кассу социального страхования.
Наука:
1) сокращение в 2010-2011 годы на 25% по сравнению с 2009 годом расходов в сфере науки и инноваций, поддержка прикладных научных исследований и подготовка научных кадров в организациях из сферы научных исследований и инноваций, в том числе в университетах;
2) улучшение соотношения между государственными политиками, реализуемыми Правительством, и научно-инновационными продуктами, поставляемыми научными кругами;
3) расширение доступа к финансовым средствам бюджета, предусмотренным для покрытия научно-инновационных проектов, путем совершенствования системы аккредитации выборных учреждений;
4) ликвидация, начиная с 1 января 2010 года, вакантных единиц в учреждениях из сферы науки и инноваций, а также во вспомогательных организациях Академии наук Молдовы.
Инфраструктура дорог:
1) обеспечение адекватного и постоянного потока средств в дорожный фонд путем совершенствования системы финансирования дорожных работ;
2) сокращение путем слияния компаний по содержанию дорог (с 39 до 12);
3) совершенствование механизма предоставления разрешений на международные перевозки.
2. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Падение агрегированного потребительского спроса в условиях повышения административной нагрузки на предпринимателей привело к уменьшению объемов промышленного производства, услуг, в частности транспортных, экспорта, а также деморализации нынешних и потенциальных предпринимателей. Сдержанность банковского сектора в предоставлении кредитов частному сектору, а также сохраняющиеся высокие процентные ставки по кредитам являются еще одним препятствием для открытия и развития бизнеса. Экономический рост последних лет, основанный преимущественно на потреблении и импорте, не допустим в качестве модели экономического развития страны, но и не может быть обеспечен в дальнейшем, в частности, по причине драматического сокращения в текущем году переводов из-за рубежа. Экономический кризис показал еще раз, что нынешняя модель экономического роста в Республике Молдова не долговечна. Между тем, задачей Правительства в настоящий момент является не только защита тех секторов экономики и предприятий, которые по цепочке пострадали от разрушающих последствий кризиса, путем создания благоприятных условий для функционирования и расширения, но и закладка основ новой модели экономического роста, основанной на инвестициях, высокой производительности и конкурентоспособности. В данном контексте были установлены следующие задачи и меры:
Задача 1. Сокращение административного и налогового бремени для ведения бизнеса
Первоочередные меры (2009 г.):
Снижение административного бремени:
1) внедрение «единого окна» в Государственной регистрационной палате путем взаимоподключения Национального бюро статистики, Национальной кассы социального страхования, Национальной компании медицинского страхования, Главной государственной налоговой инспекции с Государственным регистром правовых единиц в целях исключения регистрационных процедур в данных учреждениях;
2) разработка консолидированного проекта закона об упрощении и оптимизации процедур, сроков и расходов для инициирования, проведения и приемки работ по проектированию и строительству, а также по контролю качества в строительстве;
3) сокращение числа лицензируемых видов деятельности и упрощение процедур лицензирования;
4) совершенствование и упрощение механизма выдачи санитарного и ветеринарно-санитарного разрешения путем четкого разграничения функциональных полномочий ответственных правительственных учреждений и сокращения расходов, связанных с выдачей заключения;
5) ежеквартальное опубликование на официальной веб-странице Главной государственной налоговой инспекции списка экономических агентов, подлежащих плановым проверкам налоговыми органами;
6) совершенствование и консолидация системы фунꬬц謬¬онирования института таможенных брокеров путем сокращения эксплуатационных расходов и расходов на обслуживание соответствующих гарантий;
7) демонополизация импорта мяса и мясных изделий путем внесения изменений в Постановление Правительства №1363 от 29 ноября 2006 г. «О порядке выдачи разрешений на импорт некоторых продуктов»;
8) аннулирование системы государственной маркировки при реализации минеральных вод и алкогольных напитков;
9) отмена обязательной сертификации экспортируемых алкогольных напитков в единой лаборатории – ГП «Национальный центр проверки качества алкогольной продукции»;
10) внесение изменений в действующее законодательство с целью облегчения режима импорта производственных средств (химических и биологических препаратов для сельского хозяйства, удобрений, продуктов для обработки почвы и товаров, импортируемых с целью продвижения торговли) начиная с 2010 года, в том числе путем гармонизации с положениями законодательства Европейского Сообщества процедур размещения на рынок соответствующей продукции;
11) устранение барьеров при экспорте, упрощение процедуры сертификации, а также сокращение числа и стоимости сертификатов и других актов, необходимых для осуществления экспорта товаров, в том числе отмена сертификации при экспорте каждой партии вин в отдельности;
12) сокращение расходов экономических агентов на процедуры обязательной сертификации соответствия путем пересмотра списка товаров (услуг) и сырья, подле¬жащего сертификации;
13) демонополизация деятельности по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, бывших в употреблении аккумуляторных батарей, в том числе в переработанном виде, экономическими агентами, находящимися на территории Республики Молдова, не имеющими налоговых отношений с ее бюджетной системой, а также по их экспорту;
14) упрощение обложения НДС по нулевой ставке товаров, введенных на таможенную территорию Республики Молдова под таможенным режимом переработки на таможенной территории;
15) внесение изменений в Закон №803-XIV от 11 февраля 2000 года о промышленной безопасности опасных производственных объектов путем гармонизации с практиками ЕС и упрощения процедуры проверки промышленного оборудования;
16) разработка Положения о выдаче и использовании разрешений (односторонних) на международные автомо¬бильные перевозки; устранение административных барьеров в распределении соответствующих разрешений.
Снижение налогового бремени:
1) сокращение размера пошлин на таможенные процедуры, установленные в приложении №2 к Закону № 1380-XIII от 20 ноября 1997 г. о таможенном тарифе, в части, относящейся к деятельности свободных экономических зон, таможенных складов и других льготных таможенных режимов;
2) возврат долгов по возмещению НДС на разблоки¬рование экономической деятельности;
3) отсрочка налогообложения доходов от банковских процентов и корпоративных ценных бумаг физических и юридических лиц с 1 января 2010 года на 1 января 2015 год;
4) внесение изменений в раздел IX Налогового кодекса с целью уплаты дорожных пошлин в два этапа для всех перевозчиков страны, достигнув, таким образом, снижения налогового давления на перевозчиков в начале года, когда доходы ниже.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
Снижение административного бремени:
1) выполнение в рамках реформы центрального публичного управления обширного анализа платных государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями, и их реформирование, в том числе путем применения новой методологии по установлению справедливых и прозрачных тарифов (Гильотина III);
2) упрощение установленных в законодательстве процедур по ликвидации сделки (внесение изменений в Гражданский кодекс, Закон о нотариате и др.);
3) пересмотр процедуры сертификации продукции в случае, если продукция уже сертифицирована согласно стандартам другой страны, с которыми Республика Молдова заключила международные соглашения о взаимном признании сертификатов;
4) упрощение системы сертификации импортируемых товаров, размещенных на внутреннем рынке, путем сокращения числа разрешений и сертификатов;
5) разграничение полномочий санитарной и ветеринарно-санитарной службы по разрешению и безопасности продуктов, услуг и соответствующих плат;
6) упрощение процедур таможенного оформления посредством:
а) утверждения интегрированного таможенного тарифа (TARIM) с уточнением необходимых документов (сертификатов, лицензий, разрешений и др.) для представления таможенному органу при таможенном оформлении;
b) внедрения упрощенной процедуры таможенного оформления на территории получателя для экономических агентов с повышенным уровнем надежности;
7) завершение работ по внедрению информационной системы «Frontiera», обеспечивающей обмен информацией в режиме он-лайн между органами, которые участвуют в «едином окне» и наделены полномочиями по проверке товаров и транспортных средств на границе;
8) разработка оптимального и упрощенного механизма по уступке-передаче ввозных платежей, уплаченных авансом, за счет таможенных брокеров, на счет экономических агентов - участников внешнеэкономической деятельности;
9) сокращение категорий транспортных средств, подлежащих декларированию действием (их постановка на информационный учет таможенного органа);
10) разработка подробных процедур прохождения таможенного контроля с указанием максимальных временных рамок для каждой процедуры, сокращением до минимума контактов между работником таможни и экономическим агентом и снижением доли влияния человеческого фактора и самоволия;
11) совершенствование системы уплаты экологических сборов за выброс в атмосферный воздух загрязнителей от автотранспорта;
12) пересмотр областей и задач по государственному надзору за общественным здоровьем на основе анализа регуляторного воздействия Закона № 10-XVI от 3 февраля 2009 года;
13) полное реформирование имущественных прин¬¬ципов системы потребительской кооперации с прямой заинтересованностью членов-кооператоров в привлечении инвестиций, в том числе прямых иностранных, в развитие коммерческой и производственной инфраструктуры в сельской среде;
14) расширение доступа альтернативных операторов к опорной инфраструктуре (железная дорога, воздушный транспорт, инфраструктура качества, коммуникации и т.д.) путем устранения существующих барьеров и реструктуризации, по необходимости, предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение в соответствующей области, в результате анализа ограничений для деловой среды;
15) либерализация и развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожных перевозок;
16) обеспечение свободного доступа и защиты конкуренции на рынке авиационных услуг;
17) Децентрализация и упрощение процедуры исключения земельных участков из сельскохозяйственного оборота, в том числе путем устранения ограничений, устано⬬¬лен¬ных в Постановлении Правительства №1451 от 24 декабря 2007 года на строительство производственных объектов на сельскохозяйственных землях за пределами населенных пунктов.
Снижение налогового бремени:
1) упрощение процедур налоговой отчетности путем:
а) внедрения э-деклараций;
b) автоматизации заполнения налоговых отчетов;
c) обработки отчетов на основе штрих-кода;
2) отмена нормативных положений, позволяющих наложить санкции на экономических агентов даже в отсутствие ущерба, причиненного государственному бюджету и бюджетным фондам, а также внесение изменений в положения ст.188 Налогового кодекса, предоставив экономическим агентам возможность исправлять ошибки в финансовых отчетах в любой момент до проведения проверки;
3) пересмотр тарифной политики путем снижения таможенных пошлин на импорт сырья, вспомогательных материалов и технологического оборудования и их максимальное повышение на готовую продукцию, напрямую конкурирующую с местной продукцией;
4) устранение дискриминаций, применяемых при уплате экологической пошлины на пластиковые емкости или тетра-пак при импорте фасованных продуктов;
5) ежегодная адаптация базовых тарифов на услуги имущественного найма, предоставляемые государственными предприятиями и предприятиями с преимущественным государственным капиталом, исходя из существующих на рынке цен.
Задача 2. Облегчение доступа предпринимателей к финансовым средствам для открытия и развития или возрождения бизнеса
Первоочередные меры (2009 г.):
1) непрерывная оценка Национальным банком Молдовы банковской системы для выявления проблемных банков с целью установления мер по улучшению с идентификацией и применением адекватных решений по обеспечению стабильности банковской системы;
2) интенсификация процесса предоставления кредитов в рамках Компонента II Национальной программы экономической поддержки молодежи (НПЭПМ) – финансирование частных проектов молодых бенефициариев с частью гранта;
3) интенсификация усилий с целью внедрения проектов внешней помощи и освоение кредитных линий для поощрения конкурентоспособности, в частности экспортеров.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
1) поддержка Национальным банком Молдовы, без ущерба для основной задачи, общей экономической политики государства, в том числе путем обеспечения соответствующего уровня монетизации и банкаризации экономики, путем создания благоприятных денежных условий для стимулирования экономического роста;
2) утверждение проекта закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты о деятельности по кредитованию и, в частности, о возврате залога;
3) частичное покрытие процентной ставки по кредитам, полученным экономическими агентами, в зависимости от приоритетов национальной экономики и критериев результативности бенефициариев;
4) капитализация Специального фонда гарантирования кредитов путем повышения до 100 млн. леев ассигнований в фонд и устранения административных препятствий в предоставлении гарантий параллельно с повышением порога гарантий для действующих предприятий с 300 тыс. до 700 тыс. леев и для стартапов с 100 до 300 тыс. леев в 2009 году;
5) пополнение финансовыми средствами Компоненты II НПЭПМ – финансирование частных проектов молодых бенефициариев частью гранта с учетом задачи по годовому финансированию около 400 частных проектов;
6) привлечение финансовых ресурсов на приобретение субъектами сектора малых и средних предприятий оборудования, предназначенного для развития мелких производств в сельском секторе (согласно механизму, используемому Подразделением по внедрению гранта, предоставленного Правительством Японии);
7) запуск Программы (PARE 1+1) – инвестиция переводов из-за рубежа в целях развития сельской среды и создания новых предприятий;
8) создание сети бизнес-инкубаторов и укрепление существующих бизнес-инкубаторов в целях обеспечения части инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, их жизнеспособности, наращивание инновационной деятельности, внедрение новых технологий и ноу-хау и, соответственно, повышение бюджетных доходов;
9) привлечение внешней помощи для предоставления косвенной финансовой поддержки (информационная и консультативная помощь, подготовка кадров) предприятиям в регионах, преимущественно в сельских населенных пунктах;
10) использование инновационной инфраструктуры в целях создания малых и средних предприятий, привлечения инвестиций и модернизации экономики посредством технологического трансфера.
Задача 3. Поощрение государственных и частных инвестиций
Первоочередные меры (2009 г.):
1) привлечение в национальную экономику страте¬гических инвестиций путем обеспечения прямых переговоров между Правительством и стратегическими иностранными инвесторами, а также поддержки реализации их инвестиционных проектов;
2) подготовка заседания Консультационного совета доноров в целях повышения финансирования проектов, которые будут способствовать стимулированию экономики;
3) Обеспечение оперативной функциональности Подрବ¬зделения по частно-государственному партнерству Агентства государственной собственности; внесение предложений в целях приведения нормативной базы в соответствие с положениями Закона № 179-XVI от 10 июля 2008 г. о частно-государственном партнерстве по согласованию с партнерами по развитию.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
Коррупция и юстиция:
1) разработка и утверждение эффективной программы предупреждения и борьбы с коррупцией в государственных органах и судебных органах;
2) алеаторное распределение дел в судебных инстанциях;
3) ужесточение наказания судьей в случае нарушения законодательства.
Улучшение инвестиционного климата:
1) пересмотр нормативно-правовой базы в целях устранения чрезмерных административных барьеров на пути инвестиций;
2) анализ деятельности предприятий – естественных монополий для сокращения производственных и непроиз¬водительных расходов, а также формирования оптимальных цен на товары и услуги, производимые и оказываемые соответствующими предприятиями;
3) контроль ситуации относительно конкуренции на важнейших товарных рынках и разработка мер по обеспечению свободы предпринимательской деятельности;
4) организация расширенных консультаций с частным сектором и внешними донорами для выявления и реализации первоочередных мер по стимулированию потребления местной продукции (кроме субсидирования) и привлечения прямых иностранных инвестиций в производственный сектор республики;
5) дальнейшее развитие концепции промышленных парков путем учреждения новых подразделений, а также рассмотрения возможности расширения льгот для резидентов данных парков;
6) привлечение внешней помощи для развития инфраструктуры качества в Республике Молдова, в том числе для создания и технического оснащения испытательных лабораторий с целью оценки соответствия товаров;
7) создание Фонда развития и его капитализация, в том числе на основе средств, полученных в результате приватизации государственного имущества, и внешних средств на поддержку инновационных проектов и проектов социальной инфраструктуры;
8) создание агентств регионального развития и обеспечение функциональности всех учреждений в Северном, Центральном и Южном регионах развития, предназначенных, среди прочего, поощрять и привлекать инвестиции в регионы развития, в том числе путем создания потенциала для освоения возможностей, предоставляемых Республике Молдова в результате участия в программах трансграничного сотрудничества;
9) поддержка местных производителей путем создания торгового центра или постоянной выставки в Международном выставочном центре «Moldexpo», мун. Кишинэу, с продажей товаров местного производства.
Администрирование и разгосударствление государственного имущества:
1) пересмотр Списка объектов государственной собственности, подлежащих приватизации, для определения конкретных способов и оптимальных сроков разгосударствления;
2) разработка на основе постоянного анализа деятельности государственных предприятий и коммерческих обществ с преимущественно государственным капиталом программ развития, в том числе инвестиционных программ, программ реструктуризации и др.;
3) составление и ежеквартальная актуализация базы данных по государственным предприятиям и коммерческим обществам с участием государства, объектам недвижимости, являющимся собственностью государства, и объектам незавершенного строительства;
4) ускорение процесса разгосударствления госу¬¬дарственных активов с применением конкурентного и прозрачного процесса; принятие предусмотренных законодательством мер по подготовке и возобновлению процесса приватизации 214 экономических агентов из Списка объектов государственной собственности, подлежащих приватизации;
5) продолжение процесса продажи прилагающих участков и имущества, не используемого в профильной деятельности центральных и местных государственных учреждений.
Энергетика:
1) привлечение инвестиций в энергетический сектор путем разработки ряда инвестиционных программ в целях модернизации мощностей по производству электроэнергии (АО «CET-1», АО «CET-2», АО «CET-Nord»), в том числе путем применения принципа частно-государственного партнерства;
2) проведение энергетического аудита в целях разра¬ботки программы ремонта и теплореабилитации зданий (корпусов), в том числе в социально-культурной сфере, целями которой являются:
a) улучшение условий гигиены и теплового комфорта;
b) сокращение тепловых потерь и энергетических затрат;
с) снижение расходов на обслуживание по отоплению и потребительской горячей воде;
d) снижение уровня загрязнения выбросами в результате производства, транспортировки и потребления энергии;
3) внесение дополнений и изменений в действующую нормативно-правовую базу для:
а) улучшения энергетической эффективности и расширения использования возобновляемых источников энергии;
b) реорганизации Национального агентства по консервации энергии в Агентство энергетической эффективности;
4) привлечение внешней помощи для поддержки Фонда энергетической эффективности, который будет создан в соответствии с положениями Закона о возобновляемой энергии;
5) внесение изменений в действующее законодательство в целях обеспечения деполитизации процесса установления тарифов на поставку теплоносителя путем передачи данных полномочий Национальному агентству по регулированию в энергетике; передача Парламенту полномочий по утверждению бюджета и назначению Административного совета Национального агентства по регулированию в энергетике.
Инфраструктура:
1) мобилизация внешних фондов по восстановлению и обслуживанию дорог и соответствующей инфраструктуры, инженерных сетей водоснабжения и канализации, сетей газоснабжения;
2) заключение договоров на работы по восстановлению дорог в полном соответствии с применимыми правилами закупок;
3) внедрение системы контроля нагрузки на ось с целью недопущения разрушения дорог перегруженными грузовиками;
4) устранение существующих барьеров во внедрении проектов, финансируемых:
а) Кувейтским Фондом экономического арабского ра第вития (6,5 млн. долларов США) на работы по водснабжению и канализации в 6 населенных пунктах;
b) Всемирным банком (12 млн. долларов США) на строительство водопроводов в населенных пунктах страны;
5) поддержка (в том числе путем административной поддержки) внедрения инвестиционной программы АО «Moldova-gaz» в процессе внутренней газификации населенных пунктов, а также вовлечение его в процесс межсельской газификации;
6) разработка технико-экономических обоснований создания резервных запасов природного газа и альтернативных межсоединений с соседними странами;
7) улучшение соответствующей инфраструктуры международных, национальных и местных дорог (строительство станций технического обслуживания транспорта, отелей, кемпингов, ресторанов и т.д. на участках сельскохозяйственного назначения) в целях привлечения инвестиций и накоплений в бюджет финансовых средств от исключения участков из сельскохозяйственного оборота.
Сельское хозяйство:
1) создание благоприятной среды для развития бизнеса и стимулирования инвестиций по всей агропродовольственной цепи;
2) устранение нетарифных барьеров, ограничивающих экспорт сельскохозяйственных продуктов;
3) разработка стратегии продовольственной безопасности;
4) предоставление права приобретать участки сельско¬хозяйственного назначения предприятиям-резидентам с иностранным капиталом;
5) поддержка развития рыночной инфраструктуры путем создания центров (терминалов) агропродовольственных товаров на национальном уровне и агропродовольственных рынков на местном уровне.
Строительство:
1) развитие системы ипотечного кредитования для приобретения жилья путем привлечения внешних линий кредитования;
2) внедрение механизмов предоставления долгосрочных кредитов строительному сектору в целях завершения жилых домов, в том числе при поддержке партнеров по развитию страны.
Информационные и коммуникационные технологии:
1) внедрение приложений электронного правления («э-правление») путем открытых торгов на конкурсной основе с целью повышения участия местных ИТ-фирм;
2) актуализация Стратегии создания информационного общества «Электронная Молдова» на основе международного передового опыта;
3) демонополизация процесса совершения сделок и электронных закупок путем введения в действие Закона об электронном обороте и цифровой подписи;
4) поддержка инфраструктуры электронных коммуникаций путем внедрения концепции развития широкополосного доступа в Интернет;
5) либерализация доступа к инфраструктуре электронных коммуникаций, обеспечение на справедливых условиях права межсоединения и доступа к местной сети путем демонополизации рынка коммуникаций, в том числе путем реструктуризации АО «Moldtelecom»;
6) обеспечение функциональной и финансовой независимости Национального агентства по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий;
7) упрощение правовой базы применения НДС на сделки с программными продуктами, в том числе путем четкого определения в Налоговом кодексе статуса продуктов программного обеспечения.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ И СПРАВЕДЛИВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Экономический кризис сказался не только на экономике страны, но и на тех категориях населения, которые находились в ситуации риска до кризиса или стали уязвимыми с момента наступления рецессии. Спад экономики страны привел к росту безработицы, в том числе за счет вернувшихся в страну эмигрантов, к созданию ограниченного числа новых рабочих мест, снижению заработной платы или рабочих часов работодателями в условиях ограничения рычагов, которые могло бы использовать Правительство для поддержки пострадавших лиц. Сокращение объема переводов из-за рубежа, которые ранее обеспечивали достойную жизнь населению и позволяли избежать бедности, стало решающим фактором в повышении уязвимости населения. Правительство приложит усилия для нахождения равновесия между первыми двумя приоритетами плана и настоящим приоритетом, для определения модели экономического развития, которая не только будет способствовать накоплению публичных и частных доходов в адекватном объеме, но и направлению публичных расходов на действительно неимущие категории во избежание социальной эксклюзии и снижения риска бедности. В этом контексте задачами и действиями в рамках данного приоритета являются следующие:
Задача 1. Поддержка уязвимых категорий путем более эффективного направления социальной защиты и предупреждения социальной эксклюзии
Первоочередные меры (2009 г.):
1) обеспечение минимального месячного дохода социально уязвимым семьям путем предоставления социального пособия на основе оценки общего среднемесячного дохода семьи и создания предпосылок для замены именных компенсаций социальным пособием;
2) осуществление строгого контроля за соблюдением определения торговой надбавки экономическими аген¬¬¬тами при реализации социально значимых товаров (торговая надбавка не должна превышать установленный законодательством размер);
3) дальнейшая реализация мер по устранению монопольных соглашений в экономике, которые удерживают цены на недопустимо высоком уровне с социальной точки зрения;
4) исключение возможности многократного пересмотра пенсий и пересмотра пенсий в зависимости от повышения ежемесячных выплат;
5) реализация проектов из внешних кредитов на объекты социального значения: районные больницы, центры здоровья, детские сады, школы, лицеи и др., и интенсификация переговоров с донорами по финансированию проектов по поддержке уязвимых категорий, в том числе по восстановлению социальной инфраструктуры;
6) увеличение суммы личного освобождения и освобождения для лиц, находящихся на иждивении, при расчете подоходного налога физических лиц начиная с 2010 года.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
Социальное обеспечение:
1) постепенная замена системы именных компенсаций системой социальной помощи, предоставляемой социально уязвимым семьям на основе оценки доходов, путем замораживания размеров именных компенсаций и прекращения определения права на именные компенсации начиная с 1 января 2010 года;
2) повышение уровня ежемесячного гарантированного дохода, установленного законом о государственном бюджете;
3) повышение в 2010 году единовременного пособия при рождении первого ребенка и на каждого следующего ребенка на 300 леев незастрахованным лицам;
4) повышение в 2010 году ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет незастрахованным лицам на 100 леев;
5) ежегодное повышение размера пособия на погребение на 100 леев;
6) передача расходов на санаторное лечение ветеранов из государственной системы социального страхования в государственный бюджет;
7) утверждение проекта Стратегии социальной инклюзии лиц с ограниченными возможностями;
8) создание интегрированной системы социальных услуг;
9) создание Автоматизированной информационной системы «Социальное обеспечение»;
10) внедрение Стратегии Национальной системы перенаправления для защиты и помощи жертвам и потенциальным жертвам торговли людьми и Плана действий на 2009-2011 годы;
11) создание Автоматизированной информационной системы «Государственный регистр случаев насилия в семье».
Социальное страхование:
1) расширение обязательности уплаты взносов обяза¬тельного государственного социального страхования для всех работающих на территории Республики Молдова лиц;
2) приостановление выплаты части пенсии, оплач謬¬ваемой за счет государственного бюджета привилегированным категориям пенсионеров, которые продолжают осуществлять свою трудовую деятельность на должностях, предоставивших им право на пенсию на льготных условиях;
3) адаптация механизма индексации выплат социального страхования к существующим экономическим условиям;
4) унификация пенсионного возраста и порядка расчета пенсии для всех категорий пенсионеров;
5) повышение ответственности работников и работодателей за минимизацию расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием или непроизводственными несчастными случаями путем изменения источника финансирования и размера пособия;
6) компенсация в 2010 году за счет государственного бюджета 6% от размера взносов государственного социаль¬¬ного страхования для работодателей аграрного сектора и последующая оптимизация механизма компенсации;
7) рассмотрение возможности разработки модели пенсий, сформированной из двух составляющих – базовая пенсия и страховая пенсия;
8) повышение единовременного пособия при рождении первого ребенка и на каждого следующего ребенка застрахованным лицам на 300 леев;
9) повышение в 2010 году на 5 процентных пунктов расчетной базы с целью назначения пособия по уходу за ребенком до 3 лет и на 50 леев минимального размера соответствующего пособия, предоставляемого застрахованным лицам, с последующей оптимизацией механизма их индексации;
10) выплата начиная с 1 января 2010 года пенсий и пожизненных пособий прокурорам и судьям в соотношении 50% из государственного бюджета и 50% из бюджета государственного социального страхования;
11) ежегодное повышение размера пособия на погре¬бение на 100 леев.
Здравоохранение
1) повышение уровня охвата населения обязательным медицинским страхованием;
2) расширение обязательности уплаты взносов обязательного медицинского страхования для всех лиц, работающих на территории Республики Молдова;
3) пересмотр отношений государственного бюджета с фондами обязательного медицинского страхования в целях обеспечения финансовой защиты и доступа всего населения, в частности социально уязвимых и страдающих социально обусловленными заболеваниями с большим воздействием на здравоохранение, к пакету основных услуг здравоохранения одновременно с оптимизацией содержания Единой программы;
4) повышение эффективности учреждений первичной медицинской помощи и обеспечение наличия основного медицинского оборудования во всех центрах;
5) поощрение вовлечения частного сектора в допол¬нительное финансирование и оказание медицинских услуг путем развития частно-государственных партнерств;
6) расширение спектра компенсированных медикаментов для детей в возрасте до 14 лет;
7) внедрение механизма снижения розничных цен на список из 5-10 основных медикаментов, используемых в лечении наиболее распространенных заболеваний у детей и лиц пожилого возраста;
8) привлечение дополнительных финансовых ресурсов со стороны донорского сообщества для финансирования дефицита основных программ в области общественного здоровья, в частности: иммунизация, туберкулез, ВИЧ/СПИД, умственное здоровье, борьба с раком и другие программы, имеющие первостепенное значение для общественного здоровья.
Задача 2. Содействие трудоустройству безработных, в том числе вернувшихся в страну эмигрантов
Первоочередные меры (2009 г.):
1) расширение путей информирования и консультации населения о спросе и предложении рабочей силы, в том числе эмигрантов, вернувшихся в страну в результате потери рабочих мест за рубежом;
2) расширение курсов переквалификации для безра¬ботных и вернувшихся в страну эмигрантов;
3) привлечение безработных к временным общественным работам (ремонтные работы инженерных сетей, постра¬давших в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и т.д.), организованным и мониторизуемым местными органами.
Среднесрочные меры (2010-2011 гг.):
1) расширение круга получателей пособий по безработице путем охвата работников сельскохозяйственного сектора и эмигрантов;
2) изменение механизма предоставления пособия по безработице путем заинтересованности безработных в поиске рабочего места и трудоустройстве в целях эффективного использования наличных средств, в том числе путем уменьшения размера пособия по безработице на 15% после 3 месяцев получения и еще на 15% на следующие 3 месяца;
3) расширение числа лиц, зачисленных на курсы профессиональной подготовки;
4) расширение временного трудоустройства посредством мер по стимулированию привлечения к общественным работам в интересах сообщества;
5) расширение круга получателей пособий по профес¬сиональной интеграции или реинтеграции;
6) поддержка молодежи путем продолжения выполнения Национальной программы социальной поддержки молодых семей «Жилье для молодежи», ее расширения для граждан, которые возвращаются в страну;
7) развитие и поддержание Информационной системы рынка труда, в том числе в части миграции рабочей силы.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ
Процесс реализации Программы будет сопровождаться постоянным мониторингом выполнения запланированных мер и достигнутых результатов с целью внесения, в случае необходимости, соответствующих изменений в государственные политики, проводимые Правительством в контексте данной Программы. Ежеквартально, на основе сообщений ответственных органов публичной власти, Государственная канцелярия будет разрабатывать отчеты о мониторинге, в которых будет проанализирован прогресс в реализации Программы, указаны встреченные трудности и предложены рекомендации по устранению возникших в данном процессе препятствий.
Каждые полгода Государственная канцелярия совместно с ответственными органами центрального публичного управления будет разрабатывать полугодовые отчеты о мониторинге. Результаты реализации Программы, описанные в данных отчетах, будут представлены на заседания Межминистерского комитета по стратегическому планированию. Мониторинг выполнения действий Программы будет выполняться ответственными органами публичной власти на основе как количественных, так и качественных показателей мониторинга, установленных по каждой запланированной мере.
Оценка Программы будет выполнена один раз по окончании ее внедрения. Отчет об оценке, разработанный Государственной канцелярией, на основе сообщений ответственных органов публичной власти, будет содержать как анализ достижений в выполнении действий, так и воздействие указанных в Программе мер на экономику, бюджет, население в целом, и на уязвимые категории в частности. Как в процессе мониторинга, так и в ходе оценки Министерство финансов будет предоставлять Государственной канцелярии и другим органам публичного управления консультативную поддержку в оценке воздействия Программы на бюджет, некоторые сектора экономики и уязвимые категории населения. |